ТРИ ДНЯ ДОМА Наргис Азизова, Таджикистан фото автора
даже недолгое отсутствие позволяет видеть, насколько стремительно развиваются миграционные настроения населения. Такое впечатление, что уже каждая вторая семья в столице так или иначе имеет свой миграционный опыт, историю и позицию. В нашем очень небольшом доме (всего на 30 квартир) тоже свои интересные истории, которыми хочу поделиться.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ . Уже больше года семья с тремя дочками (13, 10 и 7 лет) снимает однокомнатную квартиру. Глава семейства все это время строит 2-этажный дом в одном из районов Душанбе и на время строительства снял для своей семьи благоустроенную квартиру, хотя и небольшую. Все в этой семье, как и в любой другой традиционной таджикской семье, – мужчина работе, жена воспитывает детей и ведет хозяйство. Одна особенность – жена Светлана из Екатеринбурга. Она вышла замуж за таджика, который работал в ее городе, родила своих троих дочерей в Екатеринбурге и несколько лет назад приехала вместе с мужем в Душанбе на постоянное место жительства. Девочки прекрасно говорят по-русски, учатся в таджикской школе. Поэтому знают хорошо уже два языка. Светлана общается с семьей брата своего мужа, но с другими его родственниками практически не общается – мешает незнание языка. Однако она восполняет этот информационно-коммуникативный пробел активным общением с соседями (большинство которых хорошо знает русский язык), активным членством в родительском комитете школы, где учатся ее дочери, и, конечно, виртуальным общением в Интернете. Еще она уже год нянчит мальчика из соседнего дома (сейчас ему 1 год и 3 месяца). В общем, очень светлая и благополучная семья со своей историей миграции и интеграции/реинтеграции. В конце месяца семья переезжает в свой новый дом. (На снимке – старшая и младшая девочки из этой семьи)
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Девушка Азиза, закончившая в прошлом году Славянский Университет в Душанбе по специальности английский язык и уехавшая на заработки в Москву вместе со своим молодым человеком, вернулась обратно. У Азизы есть российское гражданство – родители служили в погранвойсках РФ в Таджикистане, сейчас продолжают службу уже в России. Поэтому особых проблем с работой у Азизы не было. За год молодой паре удалось скопить денег на свадьбу. Они вернулись в Душанбе, подали заявление в ЗАГС и готовятся к свадьбе, которая назначена на сентябрь. Что будут делать дальше – пока окончательно не решили. Но скорее всего, уедут обратно в Россию. А пока ужасно горды тем, что сами заработали на свою свадьбу и что уже не зависят от родителей.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Соседские девочки 11 и 10 лет вернулись недавно из Москвы в Душанбе, где будут жить с бабушкой, пока родители не вернутся насовсем обратно. Причина возвращения – девочек очень неприветливо встретили в школе в Москве. И вообще, с интеграцией (по характеру девочки не из робкого десятка, очень активные, коммуникабельные) в местную жизнь ничего не получилось – родители все время опасались за них, практически не выпускали одних на улицу. Странно это для городских девочек, для которых русский язык – единственный язык, которым они владеют. Таджикский язык они совсем не знают, в Душанбе учились в школе с русским языком, дома тоже говорят на русском (семья смешанная). Теперь возвращаются в свою прежнюю душанбинскую школу, будут жить с бабушкой, пока отец не закончит свою учебу (по специальности – хирург, проходит какое-то длительное переобучение в Москве).
ЕЩЕ ОДНА СЕМЬЯ уехала на постоянное место жительства в Мордовию – практически последняя из этнически русских в нашем доме. Еще две семьи выставили свои квартиры на продажу – одна едет на ПМЖ в Питер, другая – в Подмосковье. Вот такие разные миграционные истории. Еще одно наблюдение - рейс Душанбе-Алматы компании «Сомон Айр» заполнен полностью – в большинстве молодыми мужчинами, едущими в Россию транзитом через Алматы. Так, оказывается, дешевле. Потому что местные авиакомпании «Таджик Айр» и «Сомон Айр» так подняли цены на рейсы в РФ, что теперь дешевле через Алматы. Между прочим, билеты купить даже по таким дорогим ценам на маршруты в российские города - очень непростое дело… Действует широкая сеть авиа-касс, в которых цены колеблются с непонятной динамикой роста. Билеты блокируются, придерживаются так, чтобы их можно было продать по максимально возможной (для многих – практически невозможной) цене. Билетов эконом-класса практически уже не существует – на каждый рейс их не более 10. Все остальные классифицируются по непонятной категории самими реализаторами билетов. Еще один открыто действующий бизнес на мигрантах, которые берут кредит, делают долги или отдают последние свои деньги, чтобы выехать из страны, которая никак не хочет поддержать тех, кто практически кормит все оставшееся население. А из Алматы есть рейсы во многие города РФ по очень приемлемым ценам.