ЧУДО где-то рядом Севиндж Мамедьярова, Азербайджан фото Галы Петри
Вне зависимости от нашего вероисповедания, социального статуса, национальности и других критериев современного общества, каждый человек ждет в своей жизни чуда. Жизнь, подобно фатальной колеснице, катится вперед, к конечному пункту назначения, к той грани, за которой неизведанное, неизвестное, пугающее. Достигнув этой критической точки, мы вынуждены сойти с колесницы. Но пока мы в пути, мы ждем чуда, которое, как нам кажется, может полностью изменить нашу жизнь. Когда, где, при каких обстоятельствах должно произойти это чудо, мы, конечно же, не знаем, но уверены в том, что оно обязательно должно произойти с нами. Без этого самого чуда (а скорее, без веры в него) наша жизнь становится блеклой, неинтересной. Мы непременно свое пребывание на Земле, не говоря уже во Вселенной, должны связать с этим чудом. Так вот мы ждем его каждую минуту, каждый день, год, два, а бывает, и всю жизнь. Временами тоскуем, впадаем в депрессию, минуты меланхолии и апатии своими острыми жалами вонзаются в нашу незащищенную чувствительную душу, нанося, порой, долго не заживающие раны. И на закате своей жизни с сожалением признаем, что самое интересное мы пропустили: любовь, семью, рождение детей, работу и другие радости жизни. Но, несмотря на жизненный опыт, почерпнутый из литературы или из жизни других людей, нам все равно хочется острых ощущений, крутых поворотов судьбы, фатальных и не фатальных встреч, таких же расставаний (непременное условие после встреч), страдания, которые уникальны и подвластны только нашей тонкой душевной оболочке, взлет и падения в карьере и так далее. Да уж, се ля ви (такова жизнь), как говорят французы, и никуда от нее не денешься. Нам с детства прививается мысль, что жизнь - штука сложная, и поэтому когда у нас нет проблем, мы как правило, их себе придумываем. По части придумывания - мы мастера, вернее, бурной фантазией не блещем, поэтому в этом деле у человечества сложились свои стереотипные игры, а именно усложнения своей жизни. Если мы любим, то, как правило, по-шекспировски, если счастливы, то должны и в это состояние души добавить не одну ложку дегтя. К сожалению, ни в одном из нас (за исключением малого количества приматов) не хватает смелости жить, как хотелось бы нам лично, и нам приходится прозябать в рамках, навязанных нам обществом. И ни у кого из нас не хватает смелости, вернее времени, задуматься над тем, а тем более пойти наперекор стереотипам, навязанных «цивилизацией». Мы не хотим признать тот факт (а может и опровергнуть), что общество давно идет не по богоугодному, если можно так выразиться, пути. Миром, в большинстве своем, правят знаки, но не внимания к ближнему своему, а денежные, хитрость, но далеко не крестьянская, ложь, тоже далеко не детская. Нарицательное Гоморра и Садом давным-давно стали чем-то наивным и избитым, да и о событиях этого библейского сюжета многие подзабыли. Разврат в современном обществе - дело обыденное, а временами даже полезное и прибыльное (по части финансовых и политических дивидендов). Причем, разврат процветает не только в физическом плане. Мы развратили наши души, надругались над ними, наплевали в них. Мы, люди, в своей развязной манере, усомнившись в совершенстве Божьего творения, решили все переделать на свой вкус и лад. Не имея ни особого вкуса, ни меры, ни такта, на сегодняшний день мы имеем то, к чему стремились: хаос, беспредел, разгул и самоуправство. А самое главное - головную боль в образе навязчивого вопроса, который стал для нас давно риторическим: «Как дальше жить?» В качестве аргумента, своим возмущением мы говорим самим себе: «Ведь так жить невозможно!». И продолжаем жить, изо дня в день стараемся сохранить человеческий облик, продолжаем растить своих детей в реалиях сегодняшнего дня. Мы просчитываем все «за» и «против», и полученным «результатом» делимся со своим чадом. На горьком опыте «ошибок трудных» мы учимся жить в ногу с обществом, чтоб не дай Бог, не уличили нас в «постыдном» и не повесили ярлык «позор цивилизации»! Согласитесь, жить в обществе «черных воронов» и прослыть «белой вороной» - похуже, нежели прокаженному человеку оказаться в обществе здоровых людей. Самое лучшее и безобидное что мы можем предложить своим детям в назидание (что не претерпело изменения), так это «учись, получай образование». Но, говоря это, мы подвергаем себя еще большей опасности. И это уже совсем другая история, со своим трагическим, в исключительных случаях - счастливым концом. Но мы ушли от главного, мы говорили о чуде. Самое парадоксальное, а я бы сказала, смешное, что мы не знаем, вернее, никогда не задумываемся и не задаемся вопросами: «А что же из себя представляет это самое пресловутое чудо? Не обозначив свое чудо, мы начинаемся мучиться и задаваться другим вопросом: «Почему оно не происходит?». Мы – люди, каждый из нас с детской наивностью полагает, что оно должно произойти без нашего прямого участия! Мы точно знаем, что оно должно непременно источать для нас радость, удивление и чувство удовлетворения! А что есть радость или что есть удовлетворение в нашем понимании? Или чему мы еще готовы удивляться? Ответить на эти, на первый взгляд, простые вопросы у нас нет ни времени, ни желания. Мы в своем невежестве не замечаем, что таким поведением, прежде всего, вредим самим себе. А в минуты отчаяния, бессильной злобы, когда впору лезть на стену, мы начинаем упрекать Всевышнего в его занятости и невнимании к нашей персоне. В нас нет элементарного желания, хотя бы «постучать в дверь» и внятно и вразумительно озвучить свою просьбу. Но что касается материального, мы готовы неистово, денно и нощно просить и даже требовать! (Но это тоже отдельная тема для разговора, мы как представители цивилизованного и образованного общества говорим сейчас о чуде с духовной точки зрения, материальное благополучие мы можем и сами заработать, и не всегда с Божьей помощью). Итак, мы решили для себя, что рождение долгожданного ребенка, излечение от тяжелой болезни, резкое повышение материального благосостояния имеет в себе чудодейственные признаки. Но они носят скорей исключительный, чем массовый характер. Мы даже можем позавидовать человеку, который достиг того предела радости под средством таких чудодейственных моментов в своей жизни. Как говорится, у этого человека жизнь удалась! Но что делать человеку, у которого нет проблем с демографией рода, да и здоровье не подводит и как назло материальные поступления регулярны? А если и существуют эти проблемы, душа мучается по большей части не об этом, а о «хлебе» (то бишь, чуде) насущном. Откуда берутся истоки ожидания чуда? Правильно, из детства. Но в нас каким- то образом притупляются инстинкты ребенка, я бы сказала, они тщательным образом выжигаются из нас «каленым железом». Нас учат жить по-взрослому, смотреть на мир не детскими глазами, но по какой-то причине забывают искоренить в нас самую главную детскую сущность - ожидание чуда. Какая несправедливость! А может, злая шутка? Чья? Создателя? Говорят, он обладает определенным чувством юмора (а то бы не придумал секс), но не настолько же? А может, это нам в назидание, чтоб мы хоть иногда впадали в детство? В то первоначальное состояние души, где нет осознанного чувства страха, обиды, жестокости, ненависти, а только любовь, улыбка, удивление? Я уже не говорю о тех чудесах, с которыми каждый день сталкивается ребенок в процессе познания мира! Может, все дело в том, что нас перестал удивлять мир или мы чересчур стали требовательны к нему? Нет, я думаю, мы стали просто невнимательны к нему, друг к другу, к окружению. Мы заменили принцип «человек человеку - друг» на отвратительное, но более удобное понятие «человек человеку - волк». Ведь ненавидеть всегда легче, чем любить. Хотя я сомневаюсь, что волк обращается с себе подобным так жестоко, как человек с человеком. Мы живем всуе, в тревоге, с чувством своей исключительности, мы боимся быть искренними (главное, с самим собой), боимся прослыть чудаковатыми, проявляя сострадание и искренность. Мы боимся признать, что мы под воздействием бурь ненависти и вихрей цинизма и лицемерия вынуждены прозябать. Мы не в состоянии что-то изменить в этой жизни (главное, в самих себе). Ведь известно, что если не изменишься ты, вокруг ничего не изменится. А тем временем ребенок, без страха и упрека, легкий на подъем, идет вперед навстречу своему новому чуду. Увы, ребенок в свои годы не осознает того, что он уже находится в окружении чуда, наивно, полагая, что это всего лишь обыденность. Взрослея, он искренне верит, что чудо (читай, счастье) все еще впереди, даже и не подозревая о том, что оно медленно, но верно ускользает из рук, оставляя за собой лишь шлейф сладостно-мучительных воспоминаний.
|