чиновник Санкт-Петербурга: ТЮРЕМНЫЕ МЕТОДЫ неприменимы в миграционной политике Евгения Дылева, Россия
Центры временного размещения мигрантов, по тем или иным причинам не сумевших легализоваться на российской территории, из системы ГУВД передаются исполнительной власти регионов России. Как сообщил в беседе председатель комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга Александр Ржаненков, главному городскому социальному ведомству отныне придется заниматься нехарактерным для системы соцзащиты учреждением, требующим участия особого контингента охранников. В числе прочих проблем он называет «обременение» в виде нелегальных мигрантов, которые доставляются в центр с территории Ленинградской области. В связи с изменением законодательства соседнему региону придётся на каких-то условиях договариваться о том, чтобы двери центра не оказались закрытыми для областных «нелегалов» или строить собственное аналогичное учреждение.
— Скажите, пожалуйста, на каком этапе переходный период? — Сегодня у нас есть постановление правительства, в котором определены сроки передачи исполнительной власти центра временного размещения мигрантов в Красном селе — учреждения, которое до сих пор находилось в системе ГУВД. Его содержанием предстоит заниматься нам — комитету по социальной политике Санкт-Петербурга. Мы подготовили нормативные документы, положение, регламентирующее алгоритм перехода. Провели ряд совещаний с правоохранительными органами, миграционной службой по координации наших совместных действий и получили от них ряд дополнений, касающихся переходного периода и дальнейшего существования центра.
— Какие действия, на ваш взгляд, можно считать сегодня главными? — Основной вопрос — финансирование. Пока денег нет. Мы подготовили распоряжение, чтобы они были отпущены из резервного фонда правительства Санкт-Петербурга. В бюджете текущего года такая строчка, понятно, отсутствует.
— Можно ли назвать суммы, которые потребуются? — Общее годовое содержание этого учреждения, по предварительным оценкам, исходя из расчётов наших специалистов и практики, сложившейся в ГУВД, обойдётся примерно в 40 миллионов рублей. Основные затраты связаны с зарплатой сотрудников, которым предстоит обслуживать центр. Значительного финансирования требует и охрана. Мы должны заключить соглашения с лицензированной фирмой, которая будет выполнять эти функции. По предложению губернатора, изучаем возможность подключить для охраны систему исполнения наказаний. Специфика учреждения всё-таки существует и мы не можем доверить охрану бабушкам – дедушкам. Надеемся найти новую форму взаимодействия, но и здесь потребуется соглашение.
— Каким будет штат? До сих пор в центре работало около 40 человек. Думаю, сохраним такую же численность. Зарплата, охрана, питание, коммунальные платежи, электричество, тепло – на всё это, как я уже говорил, требуются средства. К слову, проблема заключается еще и в том, что центр мы получаем с обременением — учреждение на балансе города, но помимо «городских», туда привозят мигрантов, задержанных в Ленинградской области. ведь ГУВД у нас работает на два региона — Санкт-Петербург и область. По действующему законодательству, мы не можем за область платить, поэтому придётся договариваться – или они будут доплачивать (при наличие в нашем центре свободных мест, это реально), или им придётся открыть собственный центр для мигрантов.
- Есть ли какие-то договорённости с Ленинградской областью? Сегодня область прорабатывает возможности договорится с городом, потому что определить место, построить что-то своё региону не так-то просто, затратно. Областные чиновники обращались к нам с письменным пожеланием предусмотреть возможность устройства в учреждение нелегальных мигрантов, задержанных на территории Ленинградской области, но мы пока не имеем определённых полномочий, так как передача ещё не состоялась. К тому же, возможно, они с нашими вариантами не согласятся.
- Каким образом будете набирать персонал? Может быть, кто-то согласится остаться из прежних сотрудников, имеющих определённые звания и аттестацию — в нашей системе, например, должностей, связанных со строгими охранными функциями, нет и не может быть. Но, скорее всего, большую часть персонала будем набирать извне. Но знаю наверняка: в этом деле нас ожидают трудности. Красное село от города несколько отдалено, поэтому трудно пока сказать, как сложится с кадрами. В любом случае, мы должны создать подобающие условия для сотрудников. По крайней мере, надо будет привозить их на работу, и доставлять обратно – так как это у нас делается в переселённом из центра города, от Смольного в Зеленогорск, психоневрологическом интернате №1. Это решаемо, но, к сожалению, тоже затратно.
— В какие сроки центр должен быть передан? — В постановлении правительства Российской Федерации сказано, что до 1 июля 2012 года. Но депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки в действующее законодательство, по которым срок перенесён на 1 января 2013-го. Это было бы правильно, ведь для того чтобы всё было сделано чётко, в нормальном, рабочем режиме, необходимо время.
— Известно, что в центре, прежде находящемся в ведении ГУВД, было, мягко говоря, неспокойно — стычки с охраной центра, побеги... — Нам знакомы трудности такого рода трудности по нашим учреждениям, в которых живут люди, освобождённые из мест лишения свободы, когда-либо имевшие проблемы с законом. Но в данном случае – иная специфика. В центре временного содержания мигрантов живут приезжие. У многих — сложности с общением, здоровьем. Всё это, конечно, будет влиять на работу учреждения, но в данном случае речь ни в коем случае не идёт о строгих, тюремных условиях. «Нелегалы» нередко теряют работу, у кого-то из мигрантов заканчивается время пребывания в России, утеряны документы – понятно, что нам предстоит разбираться с самыми разными ситуациями — повторяю, не тюремными способами.
— На сколько человек рассчитан центр? — На 150 человек. Это немного — в городе и области живёт гораздо большее количество «нелегалов». К сожалению, на этих людях кто-то зарабатывает, они нередко живут в подвалах, на территории строек – часто в нечеловеческих условиях. Вместе с правоохранительными органами, миграционной службой и добросовестными работодателями нам предстоит как-то улучшать ситуацию — по крайне мере, поучаствовать в судьбах 150 мигрантов.
— Многое зависит от федерального законодательства, общероссийской миграционной политики, но, чаще всего, возникающие проблемы и конфликты замешаны на неумении выстроить отношения между людьми — независимо от национальности. — Согласен, но у мигрантов перед страной, в которую они приезжают, должны быть определенные обязательства. Конкретная цель, знание законодательства, русского языка и готовность выполнять требования, действующие на территории России. У каждого конфликта (имею в виду горячо обсуждаемый СМИ случай с побегом мигрантов из центра) — две стороны. Уверен, случившегося можно было бы избежать — обойтись без стальных прутьев, если бы работники, охрана центра, с одной стороны, и находящиеся там мигранты, с другой, — сохраняли и соблюдали, наряду с правилами внутреннего распорядка, нормальные, цивилизованные взаимоотношения. На этом можно настаивать, даже не слишком разбираясь в тонкостях конфликта. И законодательство здесь ни при чём.
— Какими всё-таки должны быть, на ваш взгляд, официальные, государственныевзаимоотношения с мигрантами? — В мире давно отработана система таких взаимоотношений. Знаем по жизни и фильмам: куда бы человек не выезжал, он должен выполнять законы и требования страны, на территории которой оказался. Едешь на работу, пожалуйста, но только надлежащим образом оформи документы. В принципе, эта система в мире отлажена. Но нередко и нарушается — кстати, не только в России.
— Есть ли в мире учреждения, аналогичные нашему центру? — Во время командировки в Италию, например, изучая вопросы, связанные с проблемами людей, живущих с ВИЧ, методами работы с ними, я узнал, что из Африки мигранты пользуются любыми плавсредствами: прячутся в трюмах танкеров, перебираются на плотах — лишь бы достигнуть берегов куда более благополучной страны. Там существует аналогичное нашему учреждение, где незваным «гостям» помогают легализоваться или же отправляют на родину, в рамках действующего итальянского законодательства.
— С какими трудностями, прежде всего, сталкивается мигрант, оказавшийся на российской территории? — В России тоже оседает большое количество нелегалов из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Украины и так далее. И если с русскоязычными, Белоруссия, Украина, проще – они быстрее находят себе работу, то с выходцами из других бывших стран союза сложно – они не владеют русским языком. Вместе с тем, наше законодательство в этой части, пока не отработано. Возникают проблемы с квотированием рабочих мест иностранных граждан, с недобросовестностью работодателей, нанимающих дешёвую рабочую силу без всяких социальных гарантий. Нет у работодателей сегодня ответственности за условия, в которых находится человек, и зарплату, которую он получает. Многих, к несчастью, не интересует наличие у работника медицинской страховки.
— Как вы считаете, можно ли изменить ситуацию? Должны действовать межправительственные соглашения, надо внимательнее работать с диаспорами — город у нас интернациональный, многоконфессиональный, должны действовать какие-то упрощённые варианты с оформлением документов. Но самое главное, с моей точки зрения, чтобы человек, приезжающий на работу был заранее, еще на своей территории подготовлен к тому, что ему предстоит делать в так называемой стране въезда, и востребован, а работодателю, в свою очередь, предстоит обеспечить жильё (например, в так называемых «доходных домах», которые уже появляются в Петербурге), и социальный пакет. Только такой подход можно считать цивилизованным. Ничего нет страшнее национальной неприязни, конфликтов на национальной почве — их наличие или отсутствие так или иначе связано с наличием или отсутствием грамотной миграционной политики. Человек не агрессивен и может самостоятельно решать проблемы, когда знает, куда пойти, к кому обратиться.
— Какие аргументы могут противостоять обывательской позиции, именуемой: «понаехали»? - Велосипед здесь не изобретешь, но если мы понимаем, что иные виды работ не популярны у петербуржцев, то мы должны понимать и благодарить людей, которые становятся у нас дворниками, выполняют функции, не требующие особой квалификации. Жестче наказывать рублём работодателей. Создавать школы для обучения русскому языку. Вчера показали по телевидению сюжет о том, как общественная организация помогает детям-мигрантам изучать язык. Там, где государство не справляется, применимы усилия «третьего сектора».
- Имеются и более глобальные причины... - Действительно, по данным вице-президента Всемирного банка Филиппа Ле Уэру, к 2050 году каждый житель Восточной Европы будет старше 65 лет. Возникнет острый дефицит рабочей силы, и среднеазиатские страны могут стать основными ее поставщиками хотя бы потому, что сейчас эти нации молоды. Для России кадровый вопрос будет стоять наиболее остро: по прогнозам международных экспертов, население нашей страны к этому времени может сократиться на 25 миллионов человек.
- В Санкт-Петербурге, насколько известно, отработана система приёма и легализации, а в ряду случаев — депортации — мигрантов. Со взрослыми, как понимаем, сложнее? Да, наработан петербургский опыт центра для детей-мигрантов «Транзит». Активно сотрудничаем в инспекциями по делам несовершеннолетних. Со взрослыми, безусловно, сложней. И соотечественников-то у нас немало, утративших жильё и документы — своим не знаем как помочь, уже не говоря о приезжих.
- Какой будет дальнейшая судьба учреждения, которое принимаете сегодня у системы ГУВД? - Пока могу констатировать факт: хорошие, конструктивные отношения сложились у нас с миграционной службой и правоохранительными органами. И впредь, думаю, каждый должен четко нести свою функцию. Мы — содержать центр. Правоохранительные органы и миграционная служба ответственны за контроль над соблюдением миграционного законодательства, депортацию. Им приходится заниматься, помимо прочего, мигрантами, имеющими проблемы с законом куда более серьёзные, нежели просроченная виза или утраченные документы. С моей точки зрения, такие «серьёзные» люди находиться в нашем центре не должны, иначе — не избежать криминала.
- Санкт-Петербург практически первым берётся за «социальное» переподчинение центра? — Пока трудно сказать, хорошо или плохо быть первыми в таком деле. Практика покажет.
Беседовала Евгения Дылева
КСТАТИ Если власти Ленобласти в ближайшее время не договорятся с руководством Санкт-Петербурга, областным чиновникам придётся осуществлять проект по созданию собственного центра содержания иностранных граждан. Связано это с тем, что по федеральному закону «О правовом положении граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном региональным законом. Иметь такое учреждение должен каждый российский регион. До сих пор незаконных мигрантов, обнаруженных на территории Ленобласти, помещали во временный центр размещения мигрантов городского подчинения. Это учреждение действует с января 2010 года. «Это не пятизвёздочный отель, но и тюрьма», — заявила тогда градоначальница Валентина Матвиенко. Только за 4 месяца 2012 года из районных судов и мировых участков Ленобласти на исполнение судебным приставам поступило более 100 исполнительных листов об экстрадиции незаконных мигрантов. По данным УФМС по Ленобласти за тот же период в регионе за осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов было привлечено к ответственности 870 человек.
|