ХЛЕБ, СОЛЬ И ВОДА основные продукты для беженцев Нино Модебадзе, Грузия фото Галы Петри
Представляя себе ситуацию, в которой от голода и болезней умирают женщины и дети, мужчины и старики, мы рисуем в своем воображении картины, происходящие в слабо развитых и неимущих странах, далеко от нас и никак не ассоциируем их с собственной страной. Хотя… В нескольких километрах от центральной магистрали, соединяющей Тбилиси с Батуми, по которой каждый день проезжают тысячи дорогих иномарок с людьми в дорогих костюмах, в селе Доглаура карельского района, живет, а точнее существует, несколько семей вынужденных переселенцев из Цхинвали, Млета, Квемо Хвити. Они обосновались здесь еще со времен первого конфликта в Цхинвальском регионе.
У ВПЛ, которые нашли здесь «крышу над головой», нет ни собственной земли, на которой можно было бы возделывать урожай, ни определенной профессии, ни работы. Все они, за исключением семей, в которых есть инвалиды, получающие помощь в размере 70 лари, живут на пособия в 28 лари, выплачиваемое им государством. После августовской войны 2008 года местные жители, раньше помогавшие поселенцам, сами едва сводят концы с концами. В селе нет ни магазина, ни медпункта - и людям приходится ездить в Гори, чтобы купить продукты или пойти к врачу. Для семей ВПЛ такая роскошь не по карману, ведь пособия не хватает даже на самое необходимое. С наступлением холодов, у ВПЛ в Доглаура появляются новые проблемы, связанные с обогревом. В жилищах из домашней утвари самым ценным является старенький телевизор, исполняющий функцию радиоприемника. Из года в год эти люди живут надеждой, что кто-то из «доброй» местной власти вспомнит о них и подкинет дров в их холодные печурки. Конечно, легко обвинить этих людей в бездействии, пассивности, но кто реально постарался решить их проблемы? Голод - очень частый гость у семей ВПЛ в Доглаура. Недоедают все. Но нельзя спокойно смотреть, как из-за этого, у родившихся здоровыми ребятишек, медленно, но верно проявляются признаки рахита, дистрофии, и дети превращаются в инвалидов. Матери, не зная чем накормить своих малышей, в исступлении бросаются от одного к другому, взывая о помощи. Чтобы хоть как-то успокоить голодных младенцев, поят их водой с солью. Выходом из этой ситуации может стать детский сад, где детей накормят и обогреют, но за него надо платить деньги - 15 лари, которых просто нет. Слова о том, что конфликты в первую очередь отразились на мирном населении, не просто расхожая фраза. Многие из тех, кто был вынужден покинуть свои места проживания и заново начинал жизнь в новых в условиях, не смогли адаптироваться, получить элементарного образования, освоить какие-то профессии. Они будто выпали из этой жизни, превратившись в «потерянное поколение», которое свыклось с мыслью о своей ненужности. Несмотря на то, что в Грузии уже несколько лет осуществляется Государственная стратегия по ВПЛ, проблемной зоной остаются те 132 105 тысяч вынужденных переселенцев, которые проживают в частном секторе. Их вопрос встанет на повестку дня лишь в 2012 году, а до этого семьи ВПЛ из Доглауры и еще тысяча подобных им, опять останутся в неопределенности, продолжая надеяться, что завтрашний день принесет им избавление. Доглаура - маленькое село, затерянное на карте Грузии, где живут люди, о которых хотят забыть и проблемы которых беспокоят только тогда, когда спрятать их уже невозможно. И чем дальше мы будем закрывать глаза, тем больше будет ком проблем, который в результате захлестнет все вокруг, превратившись в одно вселенское человеческое горе.
Нино Модебадзе - корреспондент гендерной информационной сети Южного Кавказа http://ginsc.net/home.php?option=allnews&mode=1&lang=ru
|