ЧТОБЫ МАМУ НЕ ОБИЖАЛИ - нужен хороший закон Медея Гогсадзе, Грузия иллюстрация прислана автором
Однажды зимой, часов этак в одиннадцать ночи, пришлось сбегать в аптеку за лекарством. Меня обслужила миловидная блондинка, готовившаяся через пару месяцев стать мамой. Дежурила она совершенно одна. Натурально, тут же сработал журналистский импульс: - Как же вы согласились дежурить, когда вы в положении? – спросила я у будущей мамочки. - А что прикажете делать? Не могу же я потерять работу! Да уж, потерять работу это последнее дело. Тут с перепугу задежуришь даже в состоянии глубокой беремености. Причем, в гордом одиночестве. Даже когда поблизости нет другого телефона кроме родного мобильника в кармане. Когда интересное положение завершилось, и, слава Богу, благополучно, я снова поговорила со счастливой мамой.
«НЕ НРАВИТСЯ? СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!» - Неужели никто не подумал, что заставлять дежурить по ночам беременную женщину просто опасно? Уже не говоря о всяких праздных личностях, шатающихся по ночам. - Нет, такая мысль у начальства не возникала. Проработала я почти «до победного конца». Территория вокруг охраняется. Риск, конечно, все равно был. Не могли же ребята всю ночь стоять на часах у аптеки! Отказаться от ночных дежурств я не могла. Позиция начальства хорошо известна: «Не нравится - скатертью дорога». Замену найдут за полчаса. Законов сейчас, практически, нет никаких.
- А вы консультировались у специалистов на предмет ваших трудовых прав? «Ассоциация молодых юристов» предоставляет информацию совершенно бесплатно. - Нет, ни разу. А какой смысл? Если я даже сумею постоять за себя, к чему это приведет в перспективе? Начальство придерется к чему-нибудь и выгонит вполне «законно». На коллег лучше и не надеяться. Люди не станут защищать тебя в ущерб себе. Особенно ощущается это в больших аптечных корпорациях. В маленьких независимых аптеках чуточку легче – все еще еще работает человеческий фактор и могут пойти навстречу. По крайней мере, такой шанс есть.
ЗАКОН НЕ ЛЮБИТ МАМ! Наша респодентка уверена, что механизмов по защите трудовых прав беременных женщин практически не существует. Так ли это? Выписка из «Кодекса о труде Грузии» от 25 мая 2006 года: «Запрещается использовать на сверхурочной работе беременную или недавно родившую женщину, а также лицо с ограниченными возможностями без их согласия» (ст. 17; пункт 2). И дальше: «Работодатель обязан обеспечить защиту женщины от работы, создающей опасность благополучию, а также физическому и психическому здоровью самой женщины или будущего ребенка» (ст. 35; пункт 7). И ни слова о том, кто должен установить, какие именно условия опасны для благополучия беременной женщины. Необходимо, чтобы в законе это оговаривалось детально. В противном случае, прерогатива остается за работодателем. А это слишком субъективный фактор. В подобной ситуации нейзбежны негативные моменты. К примеру, ночные бдения беременной служащей, не дерзнувшей отказать боссу. Трудовое законодательство должно соответствовать нормам «Социальной хартии Европы». Грузия ратифицировала указанный документ, но не полностью. «За бортом» оказалась статья, предписывающая оплачивать, как минимум, четырнадцать недель декретного отпуска. И еще: во всех передовых странах декретный отпуск длится, в среднем, 2-3 года. Нижний предел – полтора года, а верхний в некоторых странах доходит даже до пяти. Мы же об этом пока только мечтаем.
ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ? В данный момент ведется работа над поправками Трудового кодекса Грузии. Парламентский комитет интеграции с Европой рекомендовал внести в трудовое законодательство понятие т.н. социального партнерства. Оно подразумевает систему диалога между социальными партнерами. А именно: работодателем, работниками, объединениями работников и представителями государственных ведомств. Социальное партнерство подразумевает: принцип равноправия и взаимоуважения сторон, контроль, ответственность, информированность и выполнение обязательств. А самое главное – это означает обязательство слышать своего партнера. И быть готовым к разумным компромиссам. Вот что сказал руководитель Объединения правозащитников Николоз Мжаванадзе: - Законопроект, конечно, требует доработки. Однако теперь работодателю придется аргументировать свое решение об освобождении сотрудника. И на рабской зависимости работников будет поставлена точка. К примеру, на таких вопиющих фактах, которые имели место в текстильной фабрике Хелвачаури, где к людям относились как к рабам. Необходима доработка и в разделе об условиях труда. Следует также уточнить допустимые коэффициенты загряненности. А также иметь аппаратуру для проверки. В противном случае как доказать работодателю, что он гробит здоровье людей?!
ХЕЛВАЧАУРСКИЕ СТРАСТИ Вот что произошло на Хелвачаурской фабрике в мае 2008 года. Предприятие это принадлежит турецким предпринимателям, но персонал в основном местный. На первый взгляд, все расчудесно: люди пришли, наладили производство и создали рабочие места. Однако, не все золото, что блестит. Окрыленное «либеральным» законодательством начальство очень быстро вошло во вкус власти. А когда дошедшие до ручки работницы учредили профсоюз, активистов выгнали в шею. Вот что рассказала Манана Шушанидзе, председатель несостоявшегося профкомитета: - Мы работали без выходных до девяти-двенадцати часов ночи. Случалось, что и до рассвета. К тому же и без перерывов: нам давали минут пять, чтобы по-быстрому перекусить. Праздников мы не знали. А бюллетень начальство не признавало: болейте, мол, за свой счет. На предприятии, в основном, работали женщины. Были среди нас и беременные. Декрет или льготы? Вы что, шутите?! Кто бы посмел об этом даже заикнуться! У одной женщины заболел ребенок. Пришлось везти его в Тбилиси. Начальство оказало ей «великую милость», предоставив двухнедельный отпуск без содержания. А когда она задержалось, выкинуло вон. После уговоров ее все же приняли обратно. Это всего лишь один из подобных случаев. Последней каплей стало поведение директора Джезмина Ашмана. Он обзывал нас скотами, что и побудило нас учредить профсоюз. А начальство сразу указало нам на дверь, сославшись на Трудовой кодекс, предоставляющий им право выгонять людей, когда заблагорассудится. Причем без всяких объяснений.
Вот такие «пироги» пекутся на законодательной кухне Грузии. И страдать от этой «стряпни» приходится прежде всего простым гражданам. Законодательные нормы, связывающие руки «плохим дядям», – насущная необходимость. Остается надеятся, что ляпсусы действующего законодательства будут исправлены. И произвол типа хелвачаурских страстей, а также ночных бдений будущих мам, наконец, прекратится.
|