СКОВАННЫЕ ОБЩЕЙ ЦЕПЬЮ близкие наркозависимых Медея Гогсадзе, Грузия
Рассуждая о наркопотреблении, как правило подразумевают мытарства «главного героя сюжета» – наркомана. Однако существует и другой, не менее мрачный аспект проблемы: мучения горемичных домочадцев, скованных с ним цепью безысходности. Семья живет в режиме перманентного ужаса: когда «ЭТО» (в смысле, потребление) пройзойдет и чем все закончиться на этот раз. Вот и бьются головой об стенку жена, мать, отец, сестра: где он теперь?.. Вдруг в полиции? Опять придется искать деньги для штрафа.. А вдруг он в «передозе» и совсем один?!.. Синдром созависимости настояще социальное бедствие: за спиной каждого потребителя, как минимум, два-три измученных человека. У бедолаг целый «букет» собственных проблем – психологических и медицинских. Им почти всегда нужна помощь врача и психолога. А случается, и психиатра. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА Еще в 2006 году руководство Центра психо-социальной информации и консультации «Ахали гза» попыталось создать группы взаимопощи для родителей наркоманов. Были опубликованы объявления в прессе с соответствующими разъяснениями и гарантиями полной анонимности. Однако, пришли единицы. Да и те предпочли приватные консультации. Вот что сказала тогда руководитель центра Дали Ушаридзе: - Для южного, в частности, кавказского менталитета осуждение со стороны общества пострашнее Божьей кары: как людям в глаза смотреть? Какой позор!!! И совсем неважно что у нихб может, та же беда. Если из лучших побуждений подойдете к матери потребителя, деликатно намекнете, что в курсе ее проблемы и предложите помощь, в лучшем случае она изобразит оскорбленную добродетель, а в худшем – накинется на вас подобно разъяренной курице защищающей цыпленка. И, спасибо, если не «выклюет» глаза. И отец, и мать жестоко страдают от пагубной привычки своего блудного чада.Однако, следует признать, что традиционно именно мать является для ребенка эмоциональной отдушиной и моральным убежищем. Следовательно, реально, она более включена в процесс созависимости. В наших семьях отец, зачастую, олицетворяет авторитет с карающей функцией – этакого семейного прокурора, судью и палача в одном лице. От него долгое время скрывают правду. В моей многолетней практике всего лишь один раз было наоборот – в курсе был отец и он усиленно скрывал все от жены: она, мол, не вынесет, ее сердце тут же разорвется.. Эту порочную практику следует свести на нет. И отец, и мать в равной мере должны быть моральными авторитетами для своих детей и оказывать им поддержку.
«НАРКОМАНИЯ – ЭТО СЕМЕЙНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ» «..Я подошла к лечению дочери очень серезно.. ее не спрашивала, просто лечила и все.. Ее лечащий врач быстро вправил мне мозги: мол, вам сильно повезет, если она проживет год.. Тогда у вас останется семья, квартира, деньги, шубка эта, которая на вас. Но если она будет жить еще лет десять – вы потеряете все!.. По стеночке я вылезла из кабинета и рухнула на стул. И вдруг ко мне подошла женщина: «Вы на группе были? Нет? Сходите.» Я для приличия взяла клочок бумаги с написанным адресом.. В первый раз на группе мне не понравилось.. Я по-прежнему считала себя самой умной.. А после группы ко мне подошла психолог.. Этот разговор стал поворотным моментом в моей жизни, потому что она говорила такие вещи, в которых я сама себе боялась признаться. Я стала регулярно ходить на группы. Сейчас в процессе регистрации организация – Фонд помощи родителям наркоманов.. С 2005 года у нас начали проходить занятия: давняя мечта создать реабилитационный центр для родителей воплотилась. Именно для созависимых (!), наверное потому, что я сама созависимая, я знаю эту проблему изнутри, сама прошла непростой путь собственного выздоровления. Я очень хорошо понимаю родителей и знаю что им сказать. Мы родственные души..» («Мотылек» №8/2006) Это отрывок из письма-исповеди Юлии Яшиной, идейной вдохновительницы и руководителя реабилитационного центра для созависимых. И происходят такие хорошие вещи на Украине. К слову, дочь Яшиной нашла в себе силы бороться со страшным недугом и не собирается сворачивать с избранного пути. Немалая заслуга тут матери, осознавшей свои родительские ошибки. Излишняя опека дочери и контроль каждого ее шага обернулись таким вот «протестом» против доставшей до коликов родительницы. Пример этот весьма поучителен и для наших ретивых мамаш, не позволяющих своим чадам вылезать из памперсов и вытирающих им попки до глубокой старости. А вот когда беда стучится в ворота, не хватает духа посмотреть правде в глаза и назвать вещи своими именами. А теперь ознакомтесь с похожей «картинкой» из России: «Ты посмотри на себя, на кого ты стала похожа!? Мне не нужна такая трезвая жизнь, как у тебя. Ты не живешь, а мучаешься. Я, по крайней мере, получаю кайф, а ты?!» - кричал мне сын – и тут я задумалась, что же делать, как изменить мне свою жизнь, чтобы сын видел, что я счастлива, что трезвый мир прекрасен… В ноябре 1993 года мы – несколько чувствующих себя глубоко несчастными, матерей, дети которых по тем или иным причинам стали употреблять наркотики, собрались вместе и решили действовать сообща. Мы не надеялись получить какую-нибудь реальную помощь от государства, т.к. слышали, что мы сами виноваты в том, что наши дети наркоманы. В чем же состоит наша вина, мы не знали, что делать мы тоже не знали. ...Благодаря поддержке специалистов-энтузиастов, благотворительных программ и общественных организаций, мы прошли различного рода обучение. Мы стали первой в России родительской организацией противодействующей употреблению наркотиков. Со временем мы поняли, что наркомания – это семейное заболевание и родители стали нашей главной заботой..» Именно так, где-то к середине тяжелых 90-х г.г. начиналась «Азария», сообщество матерей объявивших решительный бой наркотикам. Теперь это пользующаяся всеобщим уважением организация осуществляющая множество проектов. Председателем Координационного Совета организации является Галина Иосифовна Саганенко, профессор, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН. В России действуют и другие организаций по объединению родительских инициатив в борьбе с наркотиками и наркоманией: «Архангельск против наркотиков», Центр помощи семьям (Верхняя Салда), «Матери против наркотиков» и др. - Решение проблемы начинается с ее признания. Лишь после этого возможно наити реальные пути решения и целенаправленно претворять их в жизнь – говорит Дали Ушаридзе – Однако, это требует таких качеств, как воля, решительность, целенаправленность, выдержка. Все это, к сожалению, в дефиците. И тогда психика включает защитные механизмы, призванные кое-как восстановить нарушенный баланс. Именно кое-как: зачастую, это происходит за счет изыскания форм сосуществования с приблемой. Матери с мазохистским складом характера находят выход в постоянных слезах, упреках, жалобах. Поза «мученицы» начинает приносить им даже какое-то нездоровое удовлетворение – вот, мол, я такая хорошая мать, разве я такого заслуживала и т.д. и т.п. Однако, поза мученицы – не выход из положения. А вот что говорит психолог Манана Сологашвили: - Созависимые лица нуждаются в психосоциальной реабилитации не меньше зависимых. Более того: этого обязательное условие полноценной реабилитации самых потребителей. Лишь в таком случае им легче бороться с с недугом. Иными словами – это комплексный процесс.
В ТИСКАХ СТИГМЫ Когда-то великий немецкий ученый Эрих Фромм выделил три типа человеческих культур, условно обзначив их буквами А, В и С. Культуры типа А в быту и идеологии либеральны. В них нет никакой дискриминации (в том числе,и по половому признаку). Качество взаимоотношений ценится выше формального этикета. Общественные нормы служат людям, а не довлеют над ними. Любая проблема без лишних «ковыряний в пупке» может стать предметом для обсуждения. Эрих Фромм назвал такие сообщества конструктивными – жизнелюбивыми. Люди в них открыты и непосредственны. Совсем другое дело культуры В и С. Тут все подчинено репрессивно-запретительной модели. Человек без лишних раздумий приносится в жертву признанным нормам. Взаимоотношения закрыты и формалистичны, а люди полны подозрительности и недоверия к друг-другу. Отличительная черта таких сообществ – гендерный дисбаланс (подавление по половому признаку). Различие между культурами В и С в степени репрессивности. В С запреты и кара за их нарушение более жестоки. Такие сообщества Фромм назвал деструктивными, или некрофильными. Бытовые взаймоотношения в Грузии – образец репрессивного сообщества типа В. Общественное мнение выступает в роли «зубастой буки». В результате, все молчат, предпочитая плакатное: «У нас все в порядке!». Именно отсюда берет начало истеричное стремлении матерей Грузии страдать стиснув зубы, делая вид что ничего и не происходит. В подобной ситуации организации типа «Азария» возникнуть просто не могут. Также, как и издания типа «Мотылек». С этим пора покончить. Невозможно решить проблему закрыв глаза и заткнув уши. Статья подготовлена в формате профинансированного Евросоюзом проекта «Снижение вреда – вмешательство на репрессивных началах или на основании доказательств; усиления сообщества, обеспечение роста общественного сознания и политики информированности в Грузии». Проект осущетвляет «Сеть Грузии по снижению вреда от потребления наркотиков». При софинансировании организации «Врачи мира – Франция, представительство в Грузии». Статья ни при каких обтоятельствах не является выражением позиции Евросоюза. За содержание ответственен автор.
|