НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
из-за любви к иностранным словам
Например, к слову «толерантность». Дня не проходит, чтобы кто-нибудь не разъяснял нам важность понятия. При этом мало кто пытается разобраться в смыслах
фото Дианы Петриашвили, Грузия
Оно вошло в широкий обиход сначала в политике. Это было еще в 50-е гг., когда в США возникла массовая реакция на маккартизм — "охоту на ведьм". Тогда свободу мысли и слова удалось отстоять и решили, что нужно воспитывать в обществе чувство толерантности к инакомыслию, чтобы больше не допускать рецидивов маккартизма. Однако усердие в воспитании терпимости постепенно превратилось в агрессивное преследование… несогласия, причем, по все более широкому списку проблем. Главными из таких проблем стали те, которые в христианской цивилизации традиционно входили в «корпус грехов», — гомосексуализм, лесбиянство, однополые браки, эвтаназия, мазохистское сектантство и т. д. В отношении всех этих явлений стали требовать соблюдения свободы их существования. То есть рядом с выстраданным в течение веков корпусом таких свобод, как свобода совести, слова, собраний, предпринимательства, составлявших существо ценностной системы либерализма и демократии, начали требовать провозглашения свобод на грехи. Идея этого вытеснения добродетелей грехами принадлежала маниакальному ненавистнику капитализма социалисту Антонио Грамши. Он едва ли не первым понял тупиковость соцреволюций с целью крушения капитализма и задумал сокрушить его, поразив его сердцевину - христианско-протестантское учение, которое со времен Мартина Лютера последовательно обеспечивало интеллектуальную свободу, права человека, идеи индивидуализма, демократии, рыночной экономики и т. д. Эти задумки сегодня все более успешно реализуются в странах Запада как раз с помощью воспитания толерантности, придания все более широкой политической роли этому фактору разрушения христианских добродетелей и возведения грехов в ранг «новых добродетелей». Толерантность (терпимость) там - способ вывести из сферы публичных обсуждений определенные явления и события, способ заставить терпеть их, снисходительствовать и «раскланиваться при встрече». Это способ заставить не только терпеть грех или зло, но и согласиться с ними, легитимизировать их. Что же именно предлагается терпеть? У многих ответ сводится к самым общим словам о терпимости к чужой культуре, религии, обычаям и даже нравам. На самом деле этот ответ только запутывает всю проблему толерантности. Сама идея терпимости к чужой культуре весьма неопределенна. Например, надо ли воспитывать терпимость к обычаю каннибализма, все еще сохраняющемуся у некоторых народов Океании? Или к кровной мести, многоженству, похищению невест, взятию заложников, рабству, наконец, к массовому бесправию женщин? Таких вопросов можно задать много, поскольку они отражают реально происходящую жизнь. Не терпимость, а уважение к другой религии должно просто соблюдаться под страхом наказания, ибо свобода совести - одна из конституционного корпуса свобод. Следовательно, воспитывать нужно в первую очередь уважение (а не терпимость) к закону, к конституции. Это не терпимость, а обязанность. Вопрос о толерантности менее важен, чем другой вопрос — об обновлении всех культур, отборе среди их компонентов тех, которые консолидируют. Если таких компонентов маловато, то уже точно в первую очередь важна не толерантность, а важно формирование этих компонентов. В краткой колонке все вопросы о толерантности не обсудишь. И все же необходимо призвать к осторожности с этим понятием, с жонглированием им по поводу и без. Добродушно относиться к шотландской юбке, среднеазиатской тюбетейке или русским лаптям - это одно, а к обычаям, которые вписываются в какие угодно цивилизации прошлого, но только не в ту, с которой мы конституционно связываем свое будущее, - это нечто совсем другое и вряд ли приемлемое. Это сложно, очень сложно. Легче пустословить о толерантности. Невероятно трудно «шагать через себя» и воспитывать понимание прав ближнего как своих собственных, милосердие, способность к покаянию, рыцарское отношение к женщине, соблюдение закона, сдержанность, а также многое другое, что, в конечном счете, приводит к миру и согласию между людьми. В самом конце: слово «толерантность» несет в себе сразу два смысла. Второй (!) и всем очевидный - это чья-то терпимость (недопущение агрессивной реакции) в отношении чего-то или кого-то. Но первый смысл, почему-то скрытый от нас, - это наше несогласие с чем-то или с кем-то. Эти смыслы вместе не есть компромисс. Они указывают лишь на то, что субъекты мнений находятся в инверсивном соотношении этих мнений — одно мнение исключает другое. Один и второй остаются при своих мнениях, не признают другого, но оба проявляют терпимость. Или все-таки сдержанность? Автор Лев Любимов По материалам Ведомости Ру
Обязательство тов. Сухова: Больше не буду употреблять сие странное слово.
|