САМОСУДЫ они стали одной из главных тем в российских СМИ фото Умиды Ахмедовой, Узбекистан
Модельным примером самосуда стал случай с В.Калоевым, который в 2004г. зарезал в Швейцарии авиадиспетчера П.Нильсена, сочтя его виновным в авиакатастрофе, унесшей жизни его жены и двух детей. Калоев был осужден в Швейцарии на восемь лет, выпущен досрочно в 2007г. и встречен на родине как герой. Образ гордого российского (кавказского) человека, отомстившего «чужому», хорошо укладывался в российский патриотический дискурс. Прошло немного времени, и бить и убивать стали своих, внутри страны, а поводы сильно измельчали. В Петербурге кто-то побил «жемчужного прапорщика», который отличился особым цинизмом при разгоне митинга несогласных. В Москве неизвестные убили таксиста-армянина, которого милиция обвиняла в жестоком избиении беременной девушки. Майор милиции застрелил водителя снегоуборочной машины за то, что тот зацепил его иномарку. В электричке один пассажир выстрелил другому в глаз за то, что тот уснул на вещах первого. Тема самосуда стала осознаваться обществом как самостоятельная и важная. Самосуд становится популярнее - и по числу обсуждаемых в интернете случаев, и по тональности обсуждения. «Приморские партизаны», расстреливавшие милиционеров с целью завладеть оружием, были, видимо, обыкновенными бандитами, но получили серьезную долю общественного сочувствия. Основной причиной называется неспособность государства обеспечить безопасность и защитить права - видя это, граждане начинают судить друг друга сами. Государство сняло с себя значительную часть ответственности по многим направлениям, не только в сфере безопасности. Но именно в сфере безопасности, причем личной, последствия могут быть наиболее печальны. Есть еще несколько важнейших факторов, сочетание которых чревато взрывом бытового насилия. Прежде всего, это - наркомания и алкоголизм. Проблемы признаются, борьба пока неэффективна. Это рост бытовой и стихийной ксенофобии. Ксенофобия чрезвычайно популярна и у молодежи и у взрослых в кухонных разговорах за бутылкой водки. Показательны данные опроса ВЦИОМ о межнациональных браках: брак с латышом, литовцем или эстонцем с неодобрением восприняли бы 35% респондентов, с грузином, армянином или азербайджанцем - 54%, с казахом, таджиком, киргизом или узбеком - 60%, с евреем — 46%, с чеченцем - 65%, с арабом - 63%. Практическое отсутствие национальной политики правительства - одна из важнейших причин. Особенно если учитывать боязнь государства доверять в этом и других вопросах общественным объединениям. Это отсутствие культуры компромисса - в каждом конфликте должен быть победитель, «или я, или он». В ситуации, когда государство традиционно большое внимание уделяет легитимному насилию как методу отстаивания своих интересов, это способствует постоянному воспроизводству насилия уже по принципу «ты мне - я тебе». По материалам vedomosti.ru Мнение тов. Сухова: http://caucasia.at.ua/news/neskolko_slov_o_demokratii/2010-02-24-287
|