КОАЛИЦИЯ НПО ПРОТИВ ПЫТОК В ТАДЖИКИСТАНЕ - ПРЕЗИДЕНТУ РТ ГОСПОДИНУ ЭМОМАЛИ РАХМОНУ
Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, сердечно поздравляя Вас с 60-летием, обращает Ваше внимание на продолжающуюся тенденцию применения пыток в системе расследования преступлений и местах лишения свободы, несмотря на позитивные шаги, предпринимаемые государством в сфере борьбы с пытками. Лишь за 10 первых месяцев 2012 г. Коалицией зарегистрировано 18 случаев пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания. К сожалению, среди этих случаев немало тех, кто умер в результате пыток, не дожив даже до своего 30-ти и 40-летия:
Сафарали Сангов – скончался 5 марта 2011 года в возрасте 37 лет в Национальном медицинском центре «Караболо», куда был доставлен из ОВД района Сино г. Душанбе в бессознательном состоянии и многочисленными телесными повреждениями на теле. Бахромиддин Шодиев – 30 октября 2011 года в 28-летнем возрасте скончался в реанимационном отделении Национального медицинского центра, куда он был доставлен из ОВД столичного района Шохмансур в результате применения пыток. Дилшодбек Муродов – скончался в августе 2009 года в 34-летнем возрасте в исправительной колонии №3/1 УИУН МЮ РТ, предположительно в результате применения пыток. Исмоил Бачаджонов – в 32-летнем возрасте скончался в январе 2011 года в следственном изоляторе №1 г. Душанбе в результате применения пыток. Исмонбой Бобоев – скончался в результате применения пыток в феврале 2010 года в Согдийской области во время допроса в милиции в 30-летнем возрасте. Хуршед Бобокалонов – в 33-летнем возрасте скончался в июне 2009 года после задержания, по дороге в ОВД р. И. Сомони. Хамзали Икромов – скончался в 27-летнем возрасте 20 сентября 2012 г. в Исправительной колонии ЯС №3/1 г. Душанбе, где он отбывал наказание за ранее совершенное преступление.
Тревожным для членов Коалиции является то, что власти страны по сообщениям о пытках не предоставляют разумных объяснений, и, зачастую, заявления, сделанные ими по сообщениям о пытках, не соответствуют характеру и количеству повреждений на теле погибших/пострадавших, которые выявляются родственниками жертв пыток, их адвокатами, СМИ и другими представителями гражданского общества. Расследования по заявлениям о пытках, включая случаи со смертельным исходом, затягиваются на продолжительное время, по некоторым делам расследования идут более двух лет. Все это дает основания полагать, что таким образом власти пытаются уйти от выполнения своих обязательств по проведению тщательного расследования всех сообщений о пытках и других формах запрещенного обращения и наказания виновных лиц.
Коалиция НПО Таджикистана против пыток в ходе своей деятельности выявила основные системные проблемы, которые мешают искоренению пыток в Таджикистане и способствуют их дальнейшему применению:
1. Отсутствие национального плана действий по борьбе с пытками и безнаказанностью, а также комплексного подхода при проведении реформ в области уголовного правосудия. 2. Отсутствие незамедлительного и беспрепятственного доступа адвоката к задержанному лицу является одной из причин применения пыток в ходе уголовного преследования. 3. В стране отсутствует независимый механизм расследования фактов пыток, расследование проводится сотрудниками служб собственной безопасности органов внутренних дел, которые являются частью того же ведомства, действия которого обжалует лицо, подвергшееся пыткам. 4. Безнаказанность виновных лиц, выражающаяся в применении мягких наказаний к лицам, виновным в применении пыток, а также применении актов амнистии к ним. 5. Отсутствие механизма независимого общественного контроля над местами лишения свободы. На сегодняшний день, институты гражданского общества и МККК не имеют доступа в исправительные учреждения страны. Доступ в исправительные учреждения имеют только строго ограниченный круг НПО, которые занимаются в основном гуманитарной и благотворительной деятельностью. Начиная с 2005 года, ряд международных организаций и НПО безрезультатно ведут переговоры с государственными органами страны о получении доступа в следственные изоляторы и пенитенциарные учреждения для проведения мониторинга. 6. Статья 88 ч. 3 УПК РТ предусматривает, что: «Доказательства, полученные в процессе дознания и предварительного следствия путем применения силы, давления, причинения страданий, бесчеловечного обращения или другими незаконными способами, признаются недействительными и не могут являться основанием для обвинения…». Однако на сегодняшний момент данная норма ни разу не была применена судами Республики Таджикистан. Когда подсудимый в ходе судебного разбирательства заявляет о применении к нему пыток и других недозволенных методов ведения следствия со стороны сотрудников правоохранительных органов, суды оставляют эти заявления без внимания, ограничиваясь вызовом и допросом следователей и оперативных работников органов внутренних дел. 7. Достаточно неоднозначна ситуация с практикой применения экстрадиций в Таджикистане. Законодательство РТ прямо не регулирует вопросы запрета экстрадиции в страну, где человеку угрожает применение пыток. Вопросы экстрадиции чаще всего регулируются двусторонними соглашениями Генеральных прокуратур, Минской и Кишиневской Конвенциями о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), которые предусматривают только процедурные вопросы и не содержат стандартов свободы от пыток. Отсутствует информация о статистике лиц, экстрадированных из Таджикистана. Тревожным является все возрастающее количество случаев «похищения» лиц – граждан Таджикистана из Российской Федерации, в отношении которых Европейским судом по правам человека вынесено решение о запрете экстрадиции в Таджикистан. 8. В контексте борьбы с терроризмом и экстремизмом участились случаи незаконных задержаний и применения пыток к подозреваемым/обвиняемым в совершении данных преступлений. Проблема усугубляется отсутствием доступа адвокатов к своим подзащитным и закрытые судебные процессы по этим категориям дел. 9. Применение телесных наказаний является широко распространенной практикой, как в семьях, так и в образовательных учреждениях. Национальное законодательство не содержит прямого запрета на применение телесных наказаний. Не принята процедура рассмотрения жалоб о случаях таких наказаний. 10. Домашнее насилие является широко распространенной проблемой в Таджикистане. Несмотря на серьезность и распространенность проблемы, Правительство Республики Таджикистан не принимает адекватных мер для решения и профилактики насилия в семье. Слабая правовая грамотность среди женщин, особенно в сельских местностях, увеличение числа ранних, полигамных и незарегистрированных браков усиливают их уязвимость. 11. Серьезной проблемой в таджикистанской армии является дедовщина или неуставные взаимоотношения, которая основана: а) на сроках службы – старослужащие (деды) применяют ритуалы посвящения и избиения к новобранцам (самый распространенный вид дедовщины); и б) на местничестве – солдаты группируются в соответствии с регионами происхождения, и между группировками происходят избиения. Также существуют виды издевательств и ритуалы посвящения, которые практикуются почти во всех воинских частях. При этом жестокое обращение в армии зачастую происходит с участием офицерского состава.
Господин Президент!
Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, обращаясь к Вам как к гаранту Конституции Республики Таджикистан, призывает Вас:
- открыто признать существование пыток и жестокого обращения в стране и сделать недвусмысленное заявление о «нулевой терпимости» и недопустимости пыток и жестокого обращения и о борьбе с пытками и безнаказанностью в стране.
Для решения задач искоренения пыток и жесткого обращения в стране необходимо принять ряд неотложных мер, наряду с разработкой долгосрочной стратегии.
В рамках программы минимум необходимо принять следующие меры экстренного характера: - обеспечить незамедлительный доступ в изоляторы временного содержания и следственные изоляторы для проведения независимого мониторинга представителями гражданского общества; - обеспечить незамедлительный доступ в учреждения пенитенциарной системы Международному Комитету Красного Креста для оценки ситуации с правами заключенных на свободу от пыток; - взять на учет и под контроль все жалобы на пытки и жесткое обращение специально созданной для этого комиссией при Генеральной прокуратуре РТ, с участием офиса Уполномоченного по правам человека и представителями гражданского общества, для принятия эффективных мер по расследованию случаев пыток и предоставления компенсации жертвам пыток, при широком освещении работы комиссии в СМИ; - создать рабочую группу для разработки национальной программы по предотвращению и защите от пыток и жесткого обращения, предусмотренной на долгосрочный период, с выделением необходимых бюджетных средств и наличием четкого механизма подотчетности и контроля над ее исполнением. Программа должна обозначить долгосрочные мероприятия по искоренению пыток из практики государственных органов, в том числе механизмы контроля над выполнением международных обязательств в области свободы от пыток, включая рекомендации договорных органов ООН, УПО и Специальных процедур Совета ООН по правам человека на национальном уровне.
Под Обращением подписались: Ассоциация молодых юристов «Ампаро» Коллегия адвокатов Республики Таджикистан «Сипар» Коллегия адвокатов Согдийской области Независимый Центр защиты прав человека Независимая школа журналистики «Таджикистан - XXI век» Общественная организация «Бюро по правам человека и соблюдению законности» Общественная организация «Лига женщин-юристов Таджикистана» Общественная организация «Равные возможности» Общественная организация «Центр по правам ребенка» Общественная организация «Центр по правам человека» Общественный фонд «Нотабене»