ЖЕНЩИНА ВИНОВАТА БОЛЬШЕ? но почему?! Медея Гогсадзе, Грузия иллюстрация прислана автором
Двадцатого апреля текущего года, в офисе организации «Открытое общество - Грузия» Состоялся брифинг, посвященный проблемам женщин-потребителей. Были представлены модельные проекты по снижению вреда от наркопотребления. Проект осуществленный в Гори представила Кетеван Бидзинашвили (Союз «Шаг к будущему»), а в Зугдиди – Нино Джанашия (Ассоциация молодых психологов и врачей «Ксенони»). Представитедь студии «Идеалист», Экатерина Махатадзе пригласила всех присуствующих на выставку «Войди в мое положение!», посвященную нелегкой судьбе женщин-потребителей. Выставку студия организовала совместно с «Ксенони». По оценкам экспертов, в Грузии женщины составляют 10% (приблизительно – 40 тысяч) от общего числа потребителей. В условиях жесткой наркополитики и патриархального менталитета, рассматривающего женские ошибки сквозь увеличительное стекло, они обречены на страх и одиночество. Сервисы по снижению вреда, кризисные центры и убежища для них, практически, недоступны. Важная деталь: как совершенно справедливо отметила Кетеван Бидзинашвили, с тех пор, как множество женщин-потребителей вышли на свободу, проблема преодоления стигмы и полноценной работы сервисов стала в тысячу раз актуальнее. Мы не должны допустить, чтобы этих женщин снова затянуло в трясину наркопотребления.
ОТВЕРЖЕННЫЕ Демонизация образа женщин-потребителей в патриархальных культурах – вещь очевидная. В результате происходит самое страшное – самостигматизация. Женщины начинают искренне верить, что они отбросы общества и не имеют права протестовать против оскорблений. И стараются держаться в тени.
Мариам (39 лет, бывшая потребительница наркотиков): - Еще можно рискнуть стать женой потребителя, но кто женится на женщине – потребительнице наркотиков? Разве что такой же опустившийся тип, чтобы послать ее на панель за деньгами для дозы. Я считаю, что наркотики, даже просто «безобидные» сигареты уничтожают женщину. Она перестает быть женщиной(!). Когда она в первый раз закуривает, в ее душе рушится невидимый барьер. Она переступает через уважение к родителям, семье, стране.. И очень даже вероятно, что дело этим не ограничится.. А уж потребляя наркотики, вообще превращается в ничто.. И отношение к ней соответственное.
К слову: именно панический страх перед людьми мешает женщине обратиться в клиники по лечению наркозависимости, по охране репродуктивного здоровья, или в программы по снижению вреда. Согласно исследованиям видных деятельниц НПО Софи Пинкхем и Катажины Малиновски-Семпрух («Женщины, снижение вреда и ВИЧ»), в некоторых странах медработники даже отказывают им в помощи. Создается «идеальная» среда для распространения ВИЧ; беременные женщины-потребители лишены информации о профилактике передачи ВИЧ от матери к ребенку. Информация для размышления: в стремлении защитить детей от «плохой» матери, государство иногда доходит до абсурда. В США, к примеру, родившим женщинам-потребителям тут же предъявляли обвинения в создании угрозы здоровью ребенка, надевали кандалы и передавали суду.
«К МУЖЧИНАМ ОТНОШЕНИЕ ТЕРПИМЕЕ...» Манана Сологашвили («Национальная сеть по защите от насилия»; врач-психотерапевт): - К мужчине-потребителю относятся терпимее. И штрафы за них уплачивают, и передачи в тюрму носят, и ждут, пока соизволит одуматься. А вот от женщин очень быстро отказываются все: и муж, и дети, и близкие. Вот откуда эта паническая скрытность! Мой муж хирург. Чтобы правильно рассчитать дозу для анестезии, важно знать, является ли пациент потребителем наркотиков. Представьте, он не может припомнить ни одного случая признания со стороны женщин. А вот мужчины без проблем сознаются. Пришла ко мне как-то девушка, возлюбленный которой был наркозависимым. О себе молчала, но я догадалась – она тоже потребляла наркотики. Походила некоторое время, обратилась к священнику и... вдруг пропала. Несколько месяцев спустя получила от нее мессидж: «Тетя Манана, я курить – и то бросила!». Полупризналась лишь пост-фактум и на расстоянии.
ВО ВЛАСТИ СТРАХА 2008 году НПО «Сети Грузии по снижению вреда» провело исследование среди женщин-потребителей. И снова сотрудники проекта столкнулись с той же проблемой: женщины шли на контакт крайне неохотно. Уговорить удалось лишь представительниц малоимущих слоев общества (35% из них являлись представительницами секс-сервиса). И что же оказалось? Из страха разоблачения они ни разу не обращались в специализированные сервисы, или программы по снижению вреда! 45% полагались лишь на своих близких. А вот 10% опрашиваемых именно близкие лишили права общения с детьми. Дальше – хуже: 30,5% респоденток утверждали, что полиция к ним относятся жестче чем к мужчинам-потребителям; 14% признались, что им предлагали избавление от экспертизы в обмен на секс-услуги, а 19,5% пожаловались на подчеркнуто хамское отношение. Очень показательно, что медицинские работники тоже не пылали энтузиазмом оказать этим женщинам качественную помощь, нарушали конфиденциальность, информировали полицию. Интересная деталь: включению в программы по снижению вреда женщинам зачастую препятствуют сексуальные партнеры. А сами пользуются благами этих программ. Руководитель горийского НПО рассказала о вопиющем факте: мужчина-бенефициар и не подозревал что его партнерша тоже потребитель и посещает сервис. Девушка попросила консультанта молчать. Боялась, что он ее прикончит. Случаются вещи и похуже: партнер приучает женщину к наркотикам. А потом посылает на панель, превращая в «дойную корову». Об этом не раз писалось в местной прессе. К тому же, женщина не может без него ни пробрести, ни употребить наркотик. Обследований о наличии инфекции она избегает. Знает, что в случае положительного ответа мужчина ее бросит. Информация для размышления: по оценкам ООН, женщины составляют 40% потребителей США, 20% – Восточной Европы, Средней Азии и Латинской Америки, 17-40% по разным провинциям Китая и 10% в разных странах Азии. За этими цифрами океан страха и отчаяния.
Статья подготовлена в формате профинансированного Евросоюзом проекта «Снижение вреда – вмешательство на репрессивных началах или на основании доказательств; обеспечение роста общественного сознания и политики информированности в Грузии». Проект осущетвляет «Сеть Грузии по снижению вреда от потребления наркотиков». Статья ни при каких обтоятельствах не является выражением позиции Евросоюза. За содержание ответственен автор.