Воскресенье
24.11.2024
01:08
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2013 » Февраль » 6 » имена
    14:26
    имена
    СТАЛИН С НАМИ
    все еще

    хотя бы шесть дней в году
    Александр Желенин, Россия
    фото Дианы Петриашвили, Грузия


    Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила провести референдум по вопросу о переименовании Волгограда в Сталинград. Ее тут же поддержал председатель Центризбиркома Владимир Чуров, заявивший, что его ведомство готово провести референдум о переименовании "в случае соответствующего распоряжения".

    Незадолго до этого Волгоградская городская дума приняла «соломоново решение» по наименованию города-героя. Теперь шесть дней в году - 23 августа – в день памяти жертв массированной бомбардировки Сталинграда авиацией нацистов, 19 ноября – в день начала Сталинградской битвы, 2 февраля - в день ее окончания, 9 мая - в день Победы, 22 июня – в день памяти и скорби и 2 сентября – в день окончания Второй мировой войны Волгоград можно будет называть Сталинградом.

    Решение это сколь беспрецедентное, столь и комичное. Ну, действительно, где и когда еще такое было, чтобы шесть дней в году город назывался одним именем, а в остальные 359 дней – другим?
    Понятно, что оно компромиссно, в духе, «и овцы целы, и волки сыты». С одной стороны, не нужно оправдываться перед демократической общественностью и переделывать карты, с другой, поклонники Сталина, как в обществе, так и в правительстве, получили какое-никакое удовлетворение.

    Это полупереименование, по сложившейся за последние 20 лет традиции, обосновывалось, естественно, не ссылками на любовь к Сталину (что было бы хотя бы честно), а «многочисленными обращениями участников Великой Отечественной войны», а также «значением Сталинградской битвы, ознаменовавшей коренной перелом в Великой Отечественной войне».

    Имя Сталина в названии города. Тут без спора со сталинистами не обойтись, хотя спор этот, как показывает практика, абсолютно бессмысленнен. Сталинизм - это глубокая религиозная вера, а в вопросах веры факты и цифры значения не имеют. Люди верят, и все.

    Ментально, стремление переименовать Волгоград в Сталинград – это отражение ностальгии по «сильной руке», которую испытывает значительная часть граждан, по разным причинам недовольных сегодняшней российской жизнью. Для них мифологизированный образ «сурового, но справедливого» Сталина является воплощением их мечты по идеальному правителю, который защитит народ от несправедливых бояр и покарает его обидчиков.

    Для поклонников генералиссимуса, конечно, не имеет никакого значения, что битвы на Волге могло бы и не быть, если бы Сталин не репрессировал тысячи высших офицеров Красной Армии накануне войны. Для них совсем неважно, что сама Сталинградская битва произошла благодаря тому, что именно Сталин на совещании генерального штаба весной 1942 года настоял на том, что летом основной удар немцы вновь нанесут именно на московском, а не на южном направлении, как пытался объяснить ему Георгий Жуков, оперировавший данными военной разведки.

    Не имеет значения для сталинистов и то, что именно так и произошло. Именно на южном направлении и состоялся главный удар гитлеровских войск в летнюю кампанию 1942 года, в результате которого, по разным данным, от 200 тыс. до 400 тыс. советских солдат были окружены под Харьковом, погибли или попали в плен, после чего дорога к Сталинграду оказалась практически открыта.

    Это к вопросу о заслугах Сталина, как великого полководца. О других его «заслугах» как-нибудь в другой статье… В данном случае, обратим лишь внимание на то, что идейные обоснования переименования Волгограда в Сталинград, как и обоснования массовых переименований 90-х годов, так или иначе, камуфлируются «восстановлением исторической справедливости».

    На самом деле «восстановление исторической справедливости» как повод для переименования города легко опровергается. По большому счету, для трех поколений ныне живущих россиян, в том числе, и волгоградцев, слово «Сталинград» - это не сегодняшний и даже не позавчерашний день. Это лишь часть истории, которую они проходили в школе, о которой они читали в книгах, смотрели в кино или что-то слышали от своих бабушек и дедушек. Если идти по тому пути, по которому пошли волгоградские депутаты, а именно частично удовлетворили пожелания части своих избирателей, то в этом случае, сказав «а», по логике вещей, надо бы сказать и «б». То есть, принять решение, по которому в другие несколько дней в году их славный город назывался бы Царицыном. Думаю, что, например, убежденные монархисты были бы в восторге…

    Если же говорить серьезно, то, как мне кажется, нужно выработать четкие законодательные критерии, по которым географические названия могут быть изменены. Допустим, если то или иное название города или улицы существует уже 60 лет (то есть, на протяжении жизни трех поколений), то на переименование должно быть наложено табу. Помню, как плевались многие москвичи по поводу волны переименований улиц, районов города, станций метро, захлестнувшей столицу в начале 90-х. Для них все эти Пречистенки и Спасоглинивщевские были непривычны и просто резали слух.

    Надо, наконец, научиться уважать самих себя, чувства значительной части своих современников, чувства своих родителей, бабушек и дедушек. Если же первичное переименование произошло раньше 60 лет назад или определенная часть жителей города, поселка или района, которому они хотят дать другое название, собрали, скажем, 2 процента подписей от общего числа его жителей, тогда дело должно решаться на референдуме, как это было с переименованием Ленинграда в Петербург.

    Многие москвичи и по прошествии 20 лет после волны переименований начала 90-х, до сих порой не могут вспомнить, как «по-новому» называется, например, станция московского метро «Площадь Свердлова» или «Кировская». А чего стоило переименование станции «Горьковская» в «Тверскую», с учетом того, что никогда в Москве не было станции метро с таким названием. Уж не говоря о том, что в те дореволюционные времена, когда в столице была Тверская улица, метро еще и в помине не было. И кому, собственно помешал транспортный узел с фамилиями трех великих русских писателей: Пушкина, Чехова, Горькова?

    В 90-е годы 20 века в Москве с этими переименованиями вообще было много нелепого и даже комичного. Например, станцию метро «Ленино», построенную, так, на минуточку, в 1984 году, в начале 90-х переименовали в станцию «Царицыно». Причем вся ее богатая мраморная облицовка, изображающая сцены революции 1917 года, естественно осталась. Так и стоит станция с названием Царицыно с революционными солдатами на фоне красных знамен…

    Нелепость переименования исторического (еще дореволюционного – так получилось, и Ленин тут ни причем) названия московского района Ленино-Дачное на Царицыно, вообще логическому объяснению не поддается. Особенно учитывая, что он так никогда не назывался. Царицыным всегда было лишь название музея-заповедника и прилегающей к нему железнодорожной станции. До революции вокруг них было несколько сел и дачных поселков, один из которых назывался Ленино. Еще в середине 18 века примерно в этом месте находилось сельцо Кленино. По всей вероятности, со временем, ввиду неудобства произношения, первая буква отпала…

    «Историческое» обоснование переименований нередко не выдерживает никакой критики. Как, например, с тем же Волгоградом. Почему Сталинград, а не Царицын? Или почему Царицыно (в Москве), а не Черная грязь, как до Екатерины II называлась эта местность? И почему бы тогда уж Чистые пруды в столице не переименовать в историческое название Поганые, как они назывались до 18 века?

    Если же называть вещи своими именами, то все переименования городов и улиц 90-х годов 20 века были частью реставрации дореволюционных отношений. Собственно, и нынешнее полу-переименование Волгограда в Сталинград, тоже попытка (правда, довольно жалкая) реставрации. Проблема в том, что большая часть реставраций тех или иных отношений в обществе имеет своим основанием не реальные факты во всей их совокупности, а миф. А попытка реанимировать миф, как это не раз бывало в истории, нередко приводит к катастрофе…


    в сокращённом виде опубликовано на сайте "Росбалта":
    http://www.rosbalt.ru/blogs/2013/02/04/1089462.html
    Категория: Сказать своё | Просмотров: 1026 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]