ДОСТОИНСТВОМ И СОВЕСТЬЮ НЕ ОДАРИШЬ, считал Мераб Мамардашвили - философ, один из крупнейших мыслителей ХХ века
Его часто сравнивали с Сократом - он тоже практиковал философствование вслух, находя множество слушателей и почитателей, и подобно афинскому мудрецу был практически сжит со свету.. Мамардашвили родился в Грузии, в Гори, в 1930 году. В 1934 семья переезжает в Россию. В 1954 Мамардашвили окончил МГУ. В 1960-е работал в Праге в редакции журнала «Проблемы мира и социализма»; в 70-х - заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». В 1980 году переехал в Тбилиси, где работал в Институте философии. Доктор философских наук, ученый с мировым именем, для официального советского строя он был диссидентом, идеологическим отщепенцем. Некоторые мысли уникального человека: «Я могу вам признаться, что одно из моих переживаний, из-за которых, возможно, я и стал заниматься философией, было совершенно непонятное, приводящее меня в растерянность - слепота людей перед тем, что есть. Стоят нос к носу с чем-то и этого не видят. Это происходит потому, что мы не извлекаем опыт. И это происходит бесконечно - все заново и заново в нашей жизни, или в истории в целом, повторяется одна и та же ошибка. Почему? Потому что, очевидно, не существует структуры, в которой мы раз и навсегда извлекли бы опыт из того, из-за чего нам пришлось раскаиваться. Если этого не сделать, то это будет повторяться. В российской истории вовсю гулял гений повторений, повторений дурных до тошноты». «Очень страшно – строить галлюцинаторные планы. И вообще – это очень страшно жить с какой-то определенной надеждой. Надо научиться жить без надежды. Потому что надежда - это незаконное дитя твоего воображения..» «В жизни есть мотив, нота, пронизывающая большое пространство и время жизни. Этот мотив чаще всего связан с желаниями. Мы ведь являемся только желающими существами. И одно из самых больших желаний – это желание жить. Но жить в каком смысле? Чувствовать себя живым. Поэтому наши желания – есть такие явления, которые позволяют нам чувствовать себя живыми. И это самая большая ценность». Последние десять лет своей жизни Мераб Константинович прожил в Тбилиси. Когда его упрекали, что он, философ, занимается политикой, Мамардашвили отвечал: «Не мое это дело, не дело философа заниматься политикой. Но я не могу смотреть в глаза молодым, я не могу видеть их вопрошающие взгляды: где ты, Мераб, и как нам быть?» В книге «Грузия вблизи и на расстоянии» Мамардашвили писал: «Не наступило ли время преодолеть митинговую истерию, выбрать одно божество: мысль, достоинство и великодушие человека, который уверен в своей внутренней силе и твердости. Но для этого следует не укорять, не отдавать приказы сверху, а терпеть. Надо дать возможность людям самим пробежать внутренний путь от начала до конца мысли. Чувства должны кристаллизоваться до общих критериев, нельзя извне дарить человека чувствами достоинства совести и порядочности». 15 сентября ему могло бы исполниться 80 лет. Умер Мамардашвили от инфаркта в аэропорту Внуково во время регистрации на рейс в Тбилиси, 25 ноября 1990 года.
|