Пятница
26.02.2021
01:45
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 90
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [242]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [14]
Текущий момент [59]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [48]
трибунка
Что вы об этом думаете? [37]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [30]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [13]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2010 » Октябрь » 1 » еще о юбилее Мераба Мамардашвили
    21:01
    еще о юбилее Мераба Мамардашвили
    ДОСТОЙНЫ ЛИ МЫ
    звания его соотечественников?

    Филипп Улановский, Грузия

    «Странная постановка вопроса», - скажете вы. Но именно об этом подумал автор этого эссе или несостоявшегося репортажа с празднования 80-летия со дня рождения Мераба Мамардашвили, которое «прогрессивное человечество» (помните такой термин советской эпохи?) отмечало в середине сентября. Встречу у памятника философу работы великого скульптора современности Эрнста Неизвестного (примечательно, что памятник был установлен 26 мая 2001 года, в День Независимости Грузии) провело движение «Социал-демократы за развитие Грузии», возглавляемое Гией Жоржолиани. Рядом с Гией были его единомышленники – представители старой интеллигенции, оказавшиеся не у дел в нынешнем «правительстве второкурсников» (пусть на меня не обижаются более опытные и ответственные представители руководства Грузии, со многими из которых я поддерживаю дружеские отношения).
    Слет, организованный через социальную сеть Фейсбук, практически провалился, ибо из 150 обещавших придти к памятнику, появилось человек 15. Вместе с организаторами и журналистами почтить память Мамардашвили у его памятника между зданиями ИМЭЛ (будущая гостиница «Кемпински Тбилиси») и Центрального Телеграфа собралось всего человек 30. Организаторы мероприятия вручали проходящим, равнодушно спешащим по своим неотложным делам, жителям города листовки с информацией о философе, но никто даже не остановился. А многие к тому же отказывались брать листовки, в которых содержалась краткая информация о Международном дне демократии, отмечавшимся в тот же день, и о роли и гражданской позиции Мамардашвили в укреплении этой самой демократии и ценностей гражданского общества. Мамардашвили всю свою жизнь боролся с идолопоклонством, неравноправием, скептицизмом, направленным против включения рядовых граждан в политическую жизнь, несправедливостью, деспотизмом и унижением. В листовке были приведены также цитаты из выступлений великого философа-гуманиста.

    Я безуспешно пытался уломать коллег из масс-медиа на проведение эксперимента - опрос граждан на тему: «Кто такой Мамардашвили?» Но коллеги наотрез отказались, ибо хорошо понимали, что сегодняшней Грузии вечный диссидент не нужен. Его не знают, не помнят. Не хотят знать. И его практически не читают, хотя за границей его считают едва ли не последним великим философом в современной истории. И философское наследие Мамардашвили издано на десятках языков, включая, естественно, его родной грузинский. 
    Мераб Мамардашвили прожил недолгую (чуть больше 60 лет), но очень интересную и содержательную жизнь. Умер он в конце ноября 1990 года в аэропорту Внуково, в ожидании авиарейса Москва-Тбилиси. Ученый разрывался между Москвой и Тбилиси, но, пожалуй, вряд ли можно отыскать другого человека, который бы так любил Грузию и Тбилиси. Он был в постоянной оппозиции к властям и даже к самой грузинской оппозиции. Грузинское национально-освободительное движение он понимал по-своему, и, вероятно, оказался бы в оппозиции к Гамсахурдиа и его соратникам по национал-большевистскому Круглому Столу. Будучи близким к Национальному фронту, он часто спорил с его лидером Нодаром Натадзе.
    Мераб Константинович Мамардашвили родился в Гори, и всегда иронизировал над тем, что в этом же городе родился тиран Сталин. Будущий философ  после окончания тбилисской 14-ой средней школы (за учебу он получил золотую медаль) поступил на философский факультет Московского госуниверситета. Затем – аспирантура, работа в редакциях журналов «Вопросы философии» и «Проблемы мира и социализма»...
    Позже он работал в московских институтах, читал лекции на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах тогдашнего СССР. В 1974 был уволен с работы по идеологическим причинам. С 1980 года Мамардашвили жил в Тбилиси. Никаких должностей и почетных званий в Грузии он не получил. Он числился научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы всегда по чьей-то личной инициативе - в университете, в театральном институте. Друзья, встречи, беседы - все это в узком, почти домашнем кругу. А ведь он уже был философом с мировым именем.
    Мамардашвили любил женщин – и был в то же время по-своему одинок. Он стремился к порядку и гармонии – и слыл бунтарем. Друзей у Мераба Мамардашвили было много. Александр Пятигорский, Эрнст Неизвестный, Юрий Левада, Александр Мень, Юрий Сенокосов (последний считается душеприказчиком Мамардашвили, он расшифровывал магнитофонные записи с лекциями друга и по сей день издает их за свой счет).
    Философствование Мамардашвили принято называть «сократическим», поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия. Сквозная тема его философии — феномен сознания и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание ученый рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основаниями бытия. Впрочем, лучше всего о Мамардашвили почитать на его мемориальном сайте, созданном российскими поклонниками феномена ученого и его друзьями:  http://www.mamardashvili.ru/
    Не хотел я писать этой статьи, но меня уговорила знакомая из той же сети Фейсбук – Мамардашвили дружил в Москве с ее дедушкой и бабушкой. Он был очень светлым человеком с прекрасной широкой грузинской душой...
    Категория: Колонка Филиппа Улановского | Просмотров: 1335 | Добавил: Gall | Теги: Демократия, Мераб Мамардашвили, философия, грузия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]