ДОСТОЙНЫ ЛИ МЫ звания его соотечественников? Филипп Улановский, Грузия
«Странная постановка вопроса», - скажете вы. Но именно об этом подумал автор этого эссе или несостоявшегося репортажа с празднования 80-летия со дня рождения Мераба Мамардашвили, которое «прогрессивное человечество» (помните такой термин советской эпохи?) отмечало в середине сентября. Встречу у памятника философу работы великого скульптора современности Эрнста Неизвестного (примечательно, что памятник был установлен 26 мая 2001 года, в День Независимости Грузии) провело движение «Социал-демократы за развитие Грузии», возглавляемое Гией Жоржолиани. Рядом с Гией были его единомышленники – представители старой интеллигенции, оказавшиеся не у дел в нынешнем «правительстве второкурсников» (пусть на меня не обижаются более опытные и ответственные представители руководства Грузии, со многими из которых я поддерживаю дружеские отношения). Слет, организованный через социальную сеть Фейсбук, практически провалился, ибо из 150 обещавших придти к памятнику, появилось человек 15. Вместе с организаторами и журналистами почтить память Мамардашвили у его памятника между зданиями ИМЭЛ (будущая гостиница «Кемпински Тбилиси») и Центрального Телеграфа собралось всего человек 30. Организаторы мероприятия вручали проходящим, равнодушно спешащим по своим неотложным делам, жителям города листовки с информацией о философе, но никто даже не остановился. А многие к тому же отказывались брать листовки, в которых содержалась краткая информация о Международном дне демократии, отмечавшимся в тот же день, и о роли и гражданской позиции Мамардашвили в укреплении этой самой демократии и ценностей гражданского общества. Мамардашвили всю свою жизнь боролся с идолопоклонством, неравноправием, скептицизмом, направленным против включения рядовых граждан в политическую жизнь, несправедливостью, деспотизмом и унижением. В листовке были приведены также цитаты из выступлений великого философа-гуманиста. Я безуспешно пытался уломать коллег из масс-медиа на проведение эксперимента - опрос граждан на тему: «Кто такой Мамардашвили?» Но коллеги наотрез отказались, ибо хорошо понимали, что сегодняшней Грузии вечный диссидент не нужен. Его не знают, не помнят. Не хотят знать. И его практически не читают, хотя за границей его считают едва ли не последним великим философом в современной истории. И философское наследие Мамардашвили издано на десятках языков, включая, естественно, его родной грузинский. Мераб Мамардашвили прожил недолгую (чуть больше 60 лет), но очень интересную и содержательную жизнь. Умер он в конце ноября 1990 года в аэропорту Внуково, в ожидании авиарейса Москва-Тбилиси. Ученый разрывался между Москвой и Тбилиси, но, пожалуй, вряд ли можно отыскать другого человека, который бы так любил Грузию и Тбилиси. Он был в постоянной оппозиции к властям и даже к самой грузинской оппозиции. Грузинское национально-освободительное движение он понимал по-своему, и, вероятно, оказался бы в оппозиции к Гамсахурдиа и его соратникам по национал-большевистскому Круглому Столу. Будучи близким к Национальному фронту, он часто спорил с его лидером Нодаром Натадзе. Мераб Константинович Мамардашвили родился в Гори, и всегда иронизировал над тем, что в этом же городе родился тиран Сталин. Будущий философ после окончания тбилисской 14-ой средней школы (за учебу он получил золотую медаль) поступил на философский факультет Московского госуниверситета. Затем – аспирантура, работа в редакциях журналов «Вопросы философии» и «Проблемы мира и социализма»... Позже он работал в московских институтах, читал лекции на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах тогдашнего СССР. В 1974 был уволен с работы по идеологическим причинам. С 1980 года Мамардашвили жил в Тбилиси. Никаких должностей и почетных званий в Грузии он не получил. Он числился научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы всегда по чьей-то личной инициативе - в университете, в театральном институте. Друзья, встречи, беседы - все это в узком, почти домашнем кругу. А ведь он уже был философом с мировым именем. Мамардашвили любил женщин – и был в то же время по-своему одинок. Он стремился к порядку и гармонии – и слыл бунтарем. Друзей у Мераба Мамардашвили было много. Александр Пятигорский, Эрнст Неизвестный, Юрий Левада, Александр Мень, Юрий Сенокосов (последний считается душеприказчиком Мамардашвили, он расшифровывал магнитофонные записи с лекциями друга и по сей день издает их за свой счет). Философствование Мамардашвили принято называть «сократическим», поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия. Сквозная тема его философии — феномен сознания и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание ученый рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основаниями бытия. Впрочем, лучше всего о Мамардашвили почитать на его мемориальном сайте, созданном российскими поклонниками феномена ученого и его друзьями: http://www.mamardashvili.ru/ Не хотел я писать этой статьи, но меня уговорила знакомая из той же сети Фейсбук – Мамардашвили дружил в Москве с ее дедушкой и бабушкой. Он был очень светлым человеком с прекрасной широкой грузинской душой...
|