НЕ ЗАБЫВАТЬ,
не прощать, не терять?
фото Дианы Петриашвили, Грузия
1. Каким Вы видите развитие отношений со странами, входившими в социалистический блок? Мой взгляд на это претерпел значительные изменения. Когда-то я считал, что, освободившись от идеологических шор и отказавшись от неэффективной системы хозяйствования, у бывших республик и соцстран появится отличный шанс постепенно благоустроить свою часть света. Отчасти это, конечно, происходит, но вместе с тем, на мой взгляд, все отчетливее видна несостоятельность этих новообразований и неспособность на самостоятельную жизнь. После демаршей Польши и Прибалтики и совершенно безумной политики Грузии и оранжевых у меня стало складываться совершенно иное представление о том, чем на самом деле был соц. блок. Думаю, что со мной многие жившие в то время согласятся - это был дурдом, где многое было поставлено с ног на голову. Теперь становится понятным, что у России была роль санитара, которого обитатели ненавидели и на которого всему миру жаловались. Но наступил долгожданный день, по просьбам пациентов дурдом распустили. Каким образом теперь с невменяемыми, привыкшими к иждивенчеству новообразованиями жизнь налаживать? Надо четко делить страны на способные и неспособные к самостоятельному развитию. Первых надо либо включать в орбиту своего влияния, либо решать вопросы не с ними, а с их «хозяевами». Вторая группа стран - потенциально способные к развитию. Их интеграция в западную экономику практически нигде не была успешной. В Польше безработица снизилась официально - с 23 до 19%, но в основном за счет бегства населения на заработки. В Венгрии - бюджетные проблемы. Болгария живет пока за счет недвижимости, Румыния - за счет европейской помощи. Даже Чехия испытывает трудности после сокращения российского туризма. Это не случайно: Восточная Европа может производить товары для сбыта в России, но для Западной Европы она неконкурентоспособна - и интеграция привела к растущим экономическим трудностям. Мы должны учитывать их, рассматривая сотрудничество с ней как форму экономической помощи, и предоставлять эту помощь не из гуманитарных, а из конкретных политических и коммерческих интересов. И не забывать, что Восточная Европа - это уже не наша проблема; если ЕС не может или не хочет развивать ее, бремя своих ошибок должен нести он.
2. Последние время опять обсуждают возможность вступления России в ВТО. И почему-то никто не говорит, что Грузия - член ВТО, как и Украина. Так о чем вообще разговор? Что Грузия и Украина будут блокировать вступление России в ВТО - очевидно для всех, владеющих темой. Украину пустили в ВТО ровно для того, чтобы она блокировала присоединение России, и эта миссия будет выполнена. Но Грузия и Украина в этом вопросе - не более чем инструменты развитых стран; не было бы их - эту функцию выполняла бы какая-нибудь Папуа - Новая Гвинея. С осени прошлого года не вызывает сомнений, что развитые страны, прикрываясь политическими претензиями, не хотят пускать Россию в ВТО и не пустят. Запад уже получил все, на что мог рассчитывать, и даже больше; присоединение России к ВТО не дало бы ему никаких дополнительных выгод, но возложило бы на него дополнительные обязанности по отношению к России уже как к члену ВТО. И большое им за это спасибо, так как России, в ее современном состоянии, ВТО строго противопоказано, и рвутся в него лишь либеральные фундаменталисты, которым нужно лишний раз доказать свою лояльность нашим стратегическим конкурентам.
3. Чем отличается вторжение Грузии в Южную Осетию от вторжения России в Чечню? Первая чеченская война, при всей ее мерзости, была и защитой от организованной преступности, которая приобрела значительный политический вес и к середине 1994 года создала реальную угрозу перехвата власти в масштабах Российской Федерации. Чего стоят одни «чеченские авизо» и массовые похищения людей с целью получения выкупа и обращения в рабов. Представители Южной Осетии, насколько известно, ничем подобным в Грузии не занимались. С другой стороны, никто в России не ставил задачей и не осуществлял геноцид чеченского народа (удар по Грозному в 1995 году - это военное преступление, но не геноцид). Расстрел же беженцев из Цхинвала свидетельствует о том, что грузинское руководство планировало не этническую чистку (изгнание населения), но именно геноцид. Нелишне напомнить особо забывчивым и то, что Грозный был разрушен не за одну ночь, а в результате боев, шедших несколько лет. Нельзя не обратить внимания на наличие грузинских сел в Южной Осетии (из которых, собственно, и осуществлялся удар агрессоров): это юридическое доказательство толерантности югоосетинских властей. Особо забывчивым следует напомнить, что невайнахские (в основном русские) села в Чечне к началу первой чеченской войны были практически полностью «зачищены». В Южной Осетии подобного не происходило и, соответственно, не могло быть причиной военных действий. В России спокойно живет огромное количество чеченцев. Многие из них занимаются бизнесом, а некоторые занимают высокие государственные должности. В Грузии живет значительное число осетин-христиан, но осетины-мусульмане (живущие в Южной Осетии) таких возможностей не имеют в принципе. Существенно и то, что чеченское население России, несмотря на две войны, увеличилось в численности, что наглядно свидетельствует об относительно благоприятных условиях жизни его представителей. Осетин-мусульман же на территории Грузии практически нет. Подводя итог: первая (и тем более вторая) чеченская война была актом самозащиты от неспровоцированной агрессии, и чеченский народ вполне оценил это, проголосовав, несмотря на все трагедии, за жизнь в составе России. Агрессия же Грузии на Южную Осетию не была спровоцирована и не была актом самозащиты.
4. Не пора ли выгонять из ЕС Польшу и Прибалтику? Очевидно, что США поставили перед ними задачу провоцирования России всем, что взбредет им в голову. США раскалывают Евросоюз провоцированием Польши и Прибалтики, но это не наша забота. Виртуозное иждивенчество Восточной Европы теперь легло на плечи Запада, и не стоит вновь навьючивать его на себя. Если Евросоюз не реагирует - значит, он недостаточно заинтересован в сотрудничестве с Россией, и надо не навязываться, а переориентировать все, что можно, на более перспективные направления. Это особенно актуально, если учесть, что экспорт нефти и газа на Запад практически не имеет смысла - значимую часть вырученных от этого средств мы оставляем на том же Западе, не имея реальных выгод. При этом Польша приносит России огромную пользу. Наши отношения, например, с Германией имеют свои подводные камни - но проблемы волшебным образом снимаются, стоит только упомянуть польское руководство.
5. Что вы скажете о будущем России? В 2000-е годы в России вполне осознанно создана экономическая и политическая система, в принципе не способная к развитию. Поэтому неизбежен системный кризис, то есть утрата государством контроля над важнейшими сферами общественной активности; конкретные его формы могут быть различными - от «дворцового переворота» (то есть мягче, чем в 1998 году) до некоторого аналога 1917 года с полным разрушением страны и социума. Нынешнее почти двукратное удешевление нефти и двукратное падение фондового рынка - катализатор этого системного кризиса. В его ходе, если Медведев не удержит ситуацию (хотя во время грузинского кризиса он показал себя неожиданно хорошо), к власти придут случайные и не отягощенные высокой моралью люди. Скорее всего, это будут выходцы из нынешних второго-третьего эшелонов власти, не успевшие себя серьезно скомпрометировать, обладающие хорошими управленческими и политическими навыками, связями и финансовыми ресурсами. Однако они будут очень четко и на личном опыте помнить, что пренебрежение общественными интересами ведет к катастрофе, - точно так же, как управленцы поколения Хрущева и Брежнева четко и на личном опыте помнили, что к ней ведет пренебрежение интересами обороноспособности. И вот этот страх будет достаточен для того, чтобы обеспечить целому поколению новых российских лидеров относительную вменяемость, стремление к службе интересам своего общества. Если они окажутся компетентны, российское государство оздоровится, начнет проводить разумную политику в интересах общества, и из роста уровня жизни постепенно вырастет демократия - разумеется, не западная, а специфически российская. Если же они окажутся некомпетентными, России вряд ли удастся сохранить полноценный контроль над территориями к востоку от Урала, не говоря уже о юге Европейской части России (а отнюдь не только Северном Кавказе), Татарии и Башкирии, Калининградской области. По сути, это будет завершением истории российской цивилизации и даже российской культуры в их традиционном понимании. Смысл моей деятельности в последние десять лет заключается, в том числе, в разъяснении обществу того, что в условиях системного кризиса даже ультраслабое воздействие может стать решающим - даже отдельные люди, не говоря уже о группах лиц, смогут определить будущую траекторию движения России. При этом они в принципе не будут способны сознавать последствия своих усилий – «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», а как отзовется «дело» - тем более. Мы вновь, как это бывает в кризисах, столкнемся не просто с возможностью, но и принудительной обязанностью исторического творчества. Ничего приятного в этом нет, но к этому нужно быть готовыми хотя бы для того, чтобы помочь своей стране, а не угробить ее, как в 1991-м, и не упустить исторический шанс, как в 1998 году. Как пел Высоцкий – «не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять». На вопросы ответил М. Делягин, аналитик По материалам Inosmi.ru
Мнение тов. Сухова: Каждый имеет право на свое мнение.
|