ЗАПРЕТ НА МИГРАНТА в розничной торговле Ирина Умарова, Таджикистан/Россия Фото Центра по правам человека, Таджикистан
Представить себе российские рынки без мигрантов практически невозможно. Как-то и не вырисовывается портрет самарских рынков с чисто славянским лицом. По российскому закону, на рынках РФ могут торговать только счастливые обладатели красного паспорта с золотым двуглавым орлом. Кадровых изменений не наблюдается Сафар из Таджикистана уже 4,5 года торгует сухофруктами на одном из самарских рынков неподалеку от ТЦ «Аврора». Богатству выбора, этого небольшого рынка позавидовал бы и восточный базар: здесь круглый год пахнет кинзой и солеными огурчиками, свежими помидорами, всегда изобилие сухофруктов, мясные туши, а в рыбном ряду можно купить почти все сорта рыбы, здесь же рядышком лежат устрицы с раками… Каждый продавец расхваливает свой товар, но особенно настойчиво предлагают что-то купить, ну или хотя бы попробовать, кавказцы и азиаты… Видя в моей внешности соотечественницу, Сафар всё равно не сразу идёт на контакт, и на мой вопрос: «А у вас есть российское гражданство?», отвечает: «Ты полиция, что ли?». «Нет»,- говорю, - «просто интересуюсь, ведь теперь торговать разрешено только гражданам России». Сафар уверяет меня, что у него с документами всё в порядке, поэтому и торгует, при этом ни слова о российском гражданстве. На судьбу не сетует, говорит, что сам сыт, и семья тоже не бедствует. В ближайшее время собирается жену с двумя детьми перевезти из северного Таджикистана в Самару. На вопрос: «а где жить будете?» смело отвечает: «лишь бы здоровье было, а деньги заработаю, а на них и прописку временную, и регистрацию, и все нужные документы для работы соберу». Сетует на то, что много денег уходит на все эти «бумажки», осторожно перечисляя: прописаться на год в Самаре или области до 15.000 российских рублей (как договоришься), медицинская книжка 5.000, а ещё «на лапу» (чтоб проблем меньше было) нужно давать, да и вообще деньги уходят как вода, но жить можно. По словам Сафара, самый пик приезда нелегалов в Самару и Самарскую область приходится на март-апрель – ведь большинство из них приезжает на сезонные работы. Мигранты из Таджикистана уже привыкли к своему нелегальному положению, но считают, что лучше быть нелегалом здесь, чем бедствовать дома, поэтому готовы «подогревать» всех, ставки после нововведения значительно поднялись.
Схема проверок проста На самарских рынках никаких кадровых изменений не наблюдается. Узбеки, таджики, кавказцы трудятся здесь пчелками. Но и сказать, что там русских нет совсем, тоже нельзя. По моим прикидкам, у процентов 40 продавцов - вполне славянская внешность (что, конечно, не гарантирует наличие российского паспорта). Осторожно выведала, если ли у торговцев проблемы из-за правительственного запрета на мигрантов. Почти все отвечают, что о проверке сообщают заранее. А схема проста: за прилавок ставится один продавец с российским гражданством (на него и оформляется торговая точка), и в обычные дни вместе с ним торгуют еще три-четыре человека, без гражданства, те самые выходцы из Средней Азии. При приближении проверки на рабочем месте остается только россиянин, остальные или исчезают, или срочно превращаются в грузчиков или уборщиков. Да мало ли как можно обойти законы?
Мнения экспертов Проблема в том, что рабочие места на рынках россиянами не очень востребованы. Для российских граждан неприемлемы такие низкие зарплаты. А если торговцы поднимут зарплаты продавцам, конечно же, вырастут цены и на продукты. Готовы ли к такому сами россияне? - Запрет на торговлю мигрантов пытаются объяснить необходимостью навести порядок на рынках, где царят перекупщики, - комментирует Михаил Денисенко, замдиректора Института демографии Высшей школы экономики. - Но, извините, порядок надо наводить другими методами, вводить другие правила торговли, ужесточать контроль за конкуренцией и так далее. Гражданство продавцов не влияет на монополизм на рынках. Если человек официально получил разрешение на торговлю, если у него есть регистрация, почему он не может торговать? На мой взгляд, наоборот, нужно привлекать мигрантов к торговле продуктами, которые привезены из их страны. Политический обозреватель и эксперт по трудовой миграции Андрей Захватов считает, что «решение российской власти ограничить труд гастарбайтеров в сфере торговли было логичным и никем из серьезных экспертов, в общем-то, не оспаривалось. Если бы на крупнейшем в Таджикистане вещевом рынке «Корвон», на продовольственных рынках республики хотя бы четвертая часть рабочих мест была бы занята трудовыми мигрантами из других стран, правительство Таджикистана обязательно бы приняло точно такие же меры по защите своего рынка труда». Логика этого решения проста, считает Юлиана Алексенцева, главный специалист отдела трудовой миграции Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России. Минздравсоцразвития России подготовило разъяснения по применению Постановления Правительства Российской Федерации о допустимой доле иностранных работников в сфере розничной торговли и в области спорта. «Однако сложно сказать, эффективно ли это Постановление или нет. Проверки показывают, что на рынках по-прежнему работает большое количество иностранных продавцов. Проводятся рейды, инспекции, но не хватает людей, чтобы такие проверки были регулярными и частыми» - Я считаю, что использование труда мигрантов – это нормальное явление, - считает Олег Михеев, депутат Государственной Думы России, член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. - Они занимают те ниши, которые не заняты коренным населением. И тот факт, что гастарбайтеры работают в строительстве, в сельском хозяйстве и в торговле – можно только приветствовать.
«Заварушка» с запретом Задавая резонный вопрос куда, мол, смотрят блюстители порядка, выяснила потрясающий нюанс. «А вы знаете, что когда началась вся заварушка с запретом на торговлю для иностранцев, российские рынки просто перерегистрировались, - сетует представитель Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребрынка Амир Валиев, - и теперь это не рынки, а торговые комплексы, где иностранцам работать можно! Вы думаете, не пытались оспорить эти моменты? В законах и постановлениях четкого описания, как должен выглядеть рынок, а как - торговый центр, нет. Вот и получается, что выгнать мигрантов из-за прилавков в этом «торговом комплексе» мы никак не можем. Вот и продолжают работать на рынке лица не славянской внешности. Вы не подумайте, вопрос не во внешности. Закон - есть закон!»
Миграционная политика в ритме старого танго Жизнь давно убедительно доказала, что мигранты приносят огромную пользу России. "На каждый заработанный рубль, который они увозят домой, - любит повторять Ромодановский, - у нас остается шесть рублей". Но досужие дискуссии "нужны или не нужны России мигранты?" продолжаются, и решать проблемы трудовой миграции в России надо было значительно раньше, но лучше поздно, чем никогда, считает председатель Исполкома переселенческих организаций Лидия Графова. Она уверена, что наша миграционная политика развивается в ритме старого танго: шаг вперед, два шага назад. Она уверена, что подход к разрешению ситуации должен быть комплексным, что без политической воли, без участия институтов гражданского общества никакие интеграционные процессы невозможны: - Проблему надо решать только комплексно, усилиями многих министерств, ведомств и, конечно же, обязательно гражданского общества. И вообще, изначально надо понимать, что должна быть политическая воля, что интеграция - процесс двусторонний, что нельзя требовать от мигрантов, чтобы они менялись, приспосабливаясь к нашим условиям, и при этом стоять к ним спиной, не воспринимать их как людей, а просто воспринимать как какую-то рабочую силу, - комментирует Л.Графова.
Соцопрос К продавцам – гастрарбайтерам отношение местных жителей здесь двоякое: кто-то возмущается, а кто-то равнодушен: Виталик, житель ст.Кинель: «Очередная провокация с национальным уклоном. У нас в стране каждый второй не русский, что теперь позакрывать все рынки, что ли? Вот обрадуются владельцы супермаркетов, вот цены то вздуют. Нужно просто заставить работать законы». Тамара, Самара: «Я по рынкам не хожу и ничего там не покупаю. И мне пофиг какие там продавцы, россияне или не россияне, дело не в них. Дело в их хозяевах, которые обязывают их торговать не всегда качественным товаром. Куда смотрит охрана труда и профсоюзы? Все что надо для дома из продуктов я покупаю раз в неделю в деревне или в больших магазинах. Тухлятиной вымоченной и гнилью с рынка я брезгую». Елена, п. Рощинский: «Между прочем, раньше было полным полно у нас молдаван и украинцев, но их вытеснили с рынков, а остались сейчас, простите за прямоту, "черные", причём с липовыми русскими паспортами... Я хочу Вам адресовать вопрос: «куда администрация рынков смотрит?». Лично мне как покупателю, было очень приятно видеть за прилавками славян, которые действительно честно работают и красиво обслуживают... буду надеяться, что все же славян оставят в торговле...» Стас, продавец на одном из самарских рынков: «Я с 96 года работаю на рынках и ни когда не работаю на кавказцев или на среднеазиатов. Работать с ними НОРМАЛЬНО не возможно. Заставляют торговать тухлятиной и без выходных и явно не по 8 часов в день. Я бы с радостью сказал им, мол, пусть уходят. Только скажите, куда? Ренат, Самара: «Где вы найдете столько людей, готовых работать без выходных и отпусков? Наш народ на это не пойдёт, а гастрарбайтеры выносливые, их жизнь заставляет. Мне лично, всё равно у кого покупать, лишь бы цены не кусались»
Послесловие «Нам не обойтись без мигрантов», - говорят государственные чиновники РФ. «Россия нуждается в притоке рабочих рук», - вторят им предприниматели. Но достаточно просто посмотреть на жизнь мигрантов, на отношение к ним, чтобы понять: все эти рассуждения требуют активный поиск новых моделей управления миграцией. Изо дня в день принимаются новые законы и нормативные акты, однако, отсутствие стратегической линии, основанной на ясном понимании роли трудовой миграции зачастую приводит к противоречивым и недальновидным решениям. Четвертый год подряд в России запрещают мигрантам торговать на рынке, а гастарбайтер и ныне там. Может, это потому, что такое положение вещей выгодно всем - и гастарбайтерам, и россиянам? Так может, пусть работают, если выходит, что не хочет россиянин идти за прилавок и за такой мизер вкалывать. В тех же развитых странах за прилавками, собственно, и стоят мигранты. Титульная нация же занимается более квалифицированной работой, бизнесы свои открывает, рабочие места создает - то есть развивает экономику своей страны. Пока об этом можно только мечтать или красиво говорить с высоких трибун. Поэтому не стоит переживать, что в 2011 году с прилавков вместе с таджиками исчезнут сухофрукты или дешевые "одноразовые" вещи - вместе с китайцами.
Ирина Умарова - журналист из Таджикистана, сотрудничает с российскими СМИ. Текст подготовлен в Самаре
|