ВСЕ ПО-ДРУГОМУ, чем вчера Лилит Пипоян, Армения фото Галы Петри
Конфликт – огромная коллективная травма. Национальная беда и боль. Для обеих сторон, для всех людей, так или иначе вовлеченных. Чем ближе к горячей фазе - тем переживания острее и больнее. А чем дальше? Я о Карабахе – об армянах и азербайджанцах, и как мы относимся друг к другу сегодня, когда уже прошло так много времени. В одном из комментариев коллега по нашей Сети молодых экспертов выразилась в том духе, что со временем мы стали еще дальше, еще нетерпимее друг к другу. Я решила проверить - и расспросила моих подруг и знакомых – девушек в возрасте от 20 до 30 лет. В моем мини-опросе участвовало 15 человек: студентки, недавние выпускницы вузов, молодые специалисты.
Сначала я спросила о причинах конфликта – как они видят их. Мои респондентки были единодушны: межэтническое противостояние порождают государства и политические силы искусственно, следуя древнему принципу «разделяй и властвуй».
Я задала следующий вопрос: сколько времени нужно для разрешения межэтнических конфликтов, если в основе лежит территориальная проблема? Мне ответили: проблема в "посредниках", которые на самом деле продолжают поддерживать конфликт, а вовсе не разрешать. Без них проблемы могут быть решены значительно скорее.
Мне было интересно понять, как мои соотечественницы – молодые армянки – относятся к людям с «той стороны». Я спросила: если бы вам сказали, что вашими соседями отныне будут азербайджанцы, что вам придется жить рядом? Ответы можно обобщить таким образом: - Конечно, трудно игнорировать тот факт, что он или она – азербайджанец или азербайджанка… - Конечно, мне стоило бы труда выкинуть это из головы… Но я постаралась бы сделать все, чтобы те люди почувствовали: армяне никогда не жили в атмосфере ненависти к какой-либо нации! - Уж кто-кто, а мы-то знаем, к чему это может привести (имеется в виду геноцид армян в 1915 году). - Только неразвитые нации могут отрицать существование другого... Все мы люди - плохие или хорошие, и оценивать надо в индивидуальном порядке, а не как нацию в целом... Одна девушка сказала: - Мне бы так хотелось увидеть наш дом в Баку! Мои родители хорошо говорят об азербайджанцах, они очень дружили тогда; они говорят, что у нас есть много общего. …Тут я призадумалась в ходе своего опроса. Мне тоже кажется, что с течением времени на первый план выходит не то, что было во время конфликта и сразу после, - а то, что было ДО. Мне кажется, что неизбежно появляется ностальгия по людям, сожаление об утраченной ситуации покоя, безопасности и эмоционального комфорта.
Я продолжала опрос – и спросила прямо: как надо продолжать урегулирование? Если конфликт найдет политическое разрешение, сколько времени понадобится, чтоб наши нации полностью реабилитировались? Мне ответили: - Вряд ли конфликт разрешится в скором будущем, поскольку некоторым государствам и политическим силам выгодно нынешнее положение. - Что касается наших народов - мы должны понять, что в 21 веке, на фоне глобализации, смешно и глупо иметь такие конфликты, да еще на почве деления территорий. - Так долго продолжаться не может! Наши «верхушки» - тут и там - делят миллионы, а нам-то что делить? - Больше не хочу, чтоб наши братья гибли на границе, в том числе и азербайджанцы…Что, у них нету сестер и матерей?! - Так много сейчас глобальных проблем! Мы должны объединяться, чтобы решать их, а не наоборот. Или на нас должны напасть инопланетяне, чтобы мы наконец поняли это?!
Конечно, девушки 20-30 лет – это аудитория специфическая. Новое поколение, активное строительство собственной жизни, независимость мышления и отсутствие тяжелого личного опыта. Но может быть, это то поколение и та социальная группа, которой по силам совсем по-другому посмотреть на вещи? Может быть, вся надежда на них - молодых образованных женщин.
|