ТРУД НЕ В ТЯГОСТЬ, а в радость? страны ЕврАзЭС заботятся о своих гражданах Юрий Киринициянов, Казахстан на фото: Биржан Нурымбетов
«Мой сын – нефтяник. Он собирается на заработки в Россию. Беспокоюсь за него: а вдруг какая-то травма? А у него «чужой» паспорт. Не останется ли без помощи, без больничного листа?» - такое письмо мы получили от Н. Садвокасова из Жезказгана. Примечательно, что с весной такие письма в редакционной почте появляются всё чаще. И это понятно. Ведь люди планируют не только отпуска, но и дополнительный заработок – нередко в соседней стране. Этой же теме было посвящено заседание Совета по социальной политике при Интеграционном комитете Евразийского экономического совета, которое состоялось недавно в Астане. В нём участвовали представители 5 стран ЕврАзЭС, руководители министерств, занимающихся социальной политикой в своих странах. На заседании обсуждались и другие проблемы. На вопросы отвечает вице-министр Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Биржан НУРЫМБЕТОВ.
Жизнь не стоит на месте - Биржан Бидайбекович, начнём с самого главного. Почему заседание состоялось в Астане, как говорится – «здесь и сейчас»? - Уточню: в рамках Евразийского экономического сообщества существует несколько советов – по самым разным сферам экономики и социальной деятельности. Здесь обсуждаются и готовятся самые важные документы, которые потом будут подписаны главами правительств или главами государств. Заседания проводят два раза в год, поочередно в странах, входящих в сообщество. Напомню, это Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. По графику, заседание в первом полугодии этого года должно было состояться в Казахстане.
- Поскольку в редакцию приходит много писем о безопасности наших граждан, работающих за рубежом (одно из них мы процитировали) давайте начнём с этой проблемы… - Мы рассмотрели проект Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами государств-членов ЕврАзЭС при осуществлении трудовой деятельности на территории государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество. Я бы не сказал, что здесь произошли какие-то коренные изменения. Ещё в 1994 году было принято соответствующее Соглашение в рамках СНГ. С тех пор трудовые кодексы всех стран унифицированы. И права граждан, которые выехали на работу в другую страну ЕврАзЭС, надёжно защищены. Но в том Соглашении прописаны только общие права и обязанности работника и работодателя. А жизнь не стоит на месте. Возникают разные ситуации, которые требуют анализа. Допустим, россиянин работает в Казахстане, а казахстанец в России. Не дай Бог, произошёл несчастный случай на производстве. По законодательству страны существуют различные выплаты. Одни делает работодатель, другие государство – я имею в виду пособие по инвалидности. Основание – акт о несчастном случае. Раньше в каждой стране в таких ситуациях действовали свои собственные документы. Мы же договорились о единой форме этого акта. Если они будут составлены на государственном языке, то тут же должен быть приложен перевод на едином для ЕврАзЭС языке – русском. Он будет называться документ «1- НЕ». Если несчастный случай произошёл с гражданином государства ЕврАзЭС на территории другого государства, также входящего в экономическое сообщество, работодатель обязан представить этот документ в органы по труду и государственного трудоустройства. А они уже направят этот акт коллегам из другого государства, гражданином которого является работник.
- Скажите, Биржан Бидайбекович, а насколько это сложно: попытать счастья в соседней стране, отправиться туда на заработки? Сначала поговорим о ситуации в рамках таможенного союза, но не забудем и о двух странах, которые сюда не входят – Кыргызстане и Таджикистане… - Напомню, что при создании Таможенного союза в прошлом году было подписано 17 соглашений. Одно из них было посвящено правам трудящихся- мигрантов. Любая страна мира в этом смысле всегда применяет ряд ограничителей. То есть защищает свой внутренний рынок труда. И это нормально. Ограничения устанавливается как по количеству принимаемых рабочих, так и по качественному составу. То есть, принимающее государство заинтересовано принять людей, которые имеют высокую квалификацию. Так вот, для граждан Беларуси, Казахстана и России снимаются абсолютно все ограничения. То есть, гражданин Казахстана, к примеру, может претендовать на работу в Беларуси и России. С Киргизией и Таджикистаном пока существует система квот и выдачи разрешений. Но, как правило, особых проблем при получении их не существует.
Россияне и беларусы лишними не будут - Читатели спрашивают, а нужно ли теперь регистрироваться гражданину одной страны ЕврАзЭС в органах миграционной службы другого государства сообщества? - Безусловно! Но теперь время для регистрации увеличено – это 30 дней. С этой регистрацией он может находиться в стране еще три месяца или 90 дней. Если же человек рассчитывает пробыть в стране меньше, чем 30 дней, регистрироваться ему не нужно.
- Ваше ведомство, я полагаю, отслеживает перемещение иностранных граждан, которые приезжают к нам на работу. Как вы думаете, после подписаний соглашений по Таможенному союзу, увеличится ли в нашей стране количество россиян и беларусов, которые хотят внести свой вклад экономику Республики Казахстан? - Пока такой статистики нет. Но я думаю, что резкого притока россиян и беларусов не предвидится. Практика в этом смысле уже давно вполне либеральная и цивилизованная. И лично мне неизвестно, чтобы хоть одному россиянину и беларусу в Казахстане до вышеупомянутого соглашения отказали в работе из-за «чужого» паспорта. Ежегодно в Казахстане работают около тысячи россиян. А граждан Беларуси – от 30 до 40 человек. Это слишком мало для того, чтобы помешать нашим гражданам занять то или иное рабочее место. Что касается статистики. Как я уже сказал, никаких разрешительных документов не требуется. Но работодатель обязан раз в квартал уведомить соответствующий департамент акимата о том, что у него работают граждане России и Беларуси. Постановление об этом вступило в силу в феврале этого года. В начале июля у нас уже будут свежие цифры, над которыми уже можно будет размышлять. - Теперь давайте поговорим о втором, не менее важном вопросе, который обсуждался на совещании. Я имею в виду Систему индикаторов социального развития ЕврАзЭС. Что это такое? - Сначала отмечу, что для нашего ведомства, как и для страны в целом, крайне важен обмен информацией внутри международного сообщества. Без этого не может быть нормальной интеграции. Поэтому на таких заседаниях мы сначала докладываем о положении дел в республике. Делимся новшествами, обозначаем проблемы. Кроме этого, мы принимаем документы, которые потом уходят «наверх» и принимаются руководителями пяти стран. Теперь непосредственно об индикаторах. Мы должны были определить некий перечень показателей в области социально-трудовых отношений, по которым можно судить о «здоровье» или «недомогании» страны. Причём, этот перечень должен быть единым для всех стран, что позволит нам анализировать ситуацию и сравнивать темпы развития в разных государствах. К примеру, в сфере занятости населения мы договорились о семи показателях. Это численность экономически активного населения на начало года; количество людей, занятых в экономике; численность безработных граждан – по методологии Международной организации труда; численность безработных, которые зарегистрированных организациях службы занятости; количество трудоустроенных граждан, которые обратились в эти самые службы; средняя продолжительность безработицы каждого человека – помесячно. И, наконец, безработица, так сказать в разрезе: мужчины, женщины, в том числе и молодёжь. То есть, мы хотим индикаторы пяти стран привести к общему знаменателю. И добились единодушия по этому вопросу. В сфере демографии мы учитываем общее количество населения. В том числе, городского и сельского, сколько детей рождается – в городе и на селе. Договорились мы о показателях в пенсионном обеспечении, об индикаторах уровня жизни, К слову, здесь мы разошлись во мнениях с коллегами из аналогичных Советов по образованию и здравоохранению. Мы решили, что этот документ надо доработать со стороны указанных Советов. Но окончательное решение будет принимать Интеграционный комитет.
Знать законы. Уважать традиции - Что для вас, как для государственного чиновника было наиболее полезным в этом совещании? - Разумеется, обмен опытом. Россияне, к примеру, презентовали проект своей программы по организованному набору трудящихся-мигрантов. Люди в соседнюю страну должны приезжать подготовленными.
- …чтобы они ехали не только потому, что троюродный дядя работает где-то на местном рынке… - Вот именно! Права мигрантов необходимо надёжно защитить – уже в той стране, которая отправляет их на работу. Трудовым соглашением на двух языках. Каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу. Медицинские карты должны выдаваться в соответствии с правилами той страны, куда они направляются Мигранты должны знать законы и традиции той страны своего пребывания и безусловно уважать их. Весьма желательно, чтобы они могли объясниться на русском языке – если едут в Россию и на казахском, если собираются работать в Казахстане. Мы, казахстанцы, рассказали коллегам о Программе занятости, которая рассчитана до 2020 года. Самое главное в этой программе – принять меры по повышению доходов нашей страны. В поле зрения – безработные, самозанятые и малообеспеченные граждане. Причём, эта программа стыкуется с программой ФИИР (форсированного индустриально-инновационного развития). Поскольку появляются новые рабочие места. Один из приоритетов – способствовать развитию малого предпринимательства среди сельчан. - Можно ли назвать основные параметры программы? Сколько средств собирается вложить государство? - Она стартовала в июле прошлого года. В прошлом году её бюджет составил 40 миллиардов тенге. В этом году мы планируем вложить в полтора раза больше - 62 миллиарда тенге. Скажу откровенно: наши коллеги с большим интересом отнеслись к нашим начинаниям. Самое главное: люди с охотой берут микрокредиты, поскольку они необременительны даже для большой семьи. Если в прошлом году мы выдали кредиты на 3.5 миллиарда тенге, то в этом году планируем более 12 миллиардов.
- В советские времена участники семинаров и совещаний не ограничивались заседаниями, а посещали заводы и фабрики – чтобы обменяться опытом… - Такая практика осталась. Обычно страна – организатор заблаговременно узнаёт, с чем хотят познакомиться гости. Коллеги выразили желание посмотреть, как работают наши информационные системы. В частности, по пенсионному обеспечению и обязательному социальному страхованию. В структуре нашего министерства существует две солидные организации - Государственный центр по выплате пенсий и Фонд обязательного социального страхования. Гости из четырёх стран с большим интересом побывали в этих организациях. Нам удалось добиться того, что пенсионеры осведомлены о получении пенсии не только в определенные дни, но и часы. А для оформления пенсии человек теперь тратит минимум времени. В чём убедились участники встречи в Астане. Об авторе Юрий КИРИНИЦИЯНОВ - обозреватель газеты «АиФ Казахстан»