ПЯТОЙ ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПОКА НЕ БУДЕТ
Тамара Овнатанян, Армения фото автора Эксклюзивное интервью с председателем Комиссии по положению женщин 54-ая сессия Комиссии по положению женщин стала для Армении знаковой в том смысле, что в прошлом году ее председателем был впервые избран постоянный представитель нашей республики в ООН. Для чрезвычайного и полномочного посла Карена Назаряна, который с августа занимает эту должность, председательство Армении в одной из важнейших функциональных комиссий ООН в течение ближайших двух лет – это прежде всего ответственность. Ответственность за тот более чем широкий круг проблем, который входит в компетенцию этой Комиссии, руководствующейся в своей работе пекинским девизом – Равенство, Развитие, Мир. Наш разговор с Кареном Назаряном начался с констатации того факта, что на самом деле этот девиз являет собой идеал, к которому человечество стремилось на протяжении всей своей истории, задолго до того как оформилась женская повестка ООН. А мой первый вопрос ему, естественно, на злобу дня – об итогах прошедшей с 1 по 12 марта 54-ой сессии Комиссии по статусу женщин. - Прошло 15 лет после состоявшейся в Пекине Четвертой всемирной конференции по положению женщин и сессия Комиссии была посвящена подведению итогов и оценке пройденного за это время пути. В свое время решениями пекинской конференции центральная роль по выполнению принятых на ней основополагающих решений по Декларации и Пекинской платформы действий была возложена на нашу Комиссию, которая, как известно, действует в рамках Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Комиссия, ЭКОСОС и Генеральная Ассамблея образуют вместе трехступенчатый межправительственный механизм, осуществляющий координацию и контроль за реализацией Пекинской платформы действий. Именно поэтому перед нами изначально стояли две цели . Первая - выяснить на каком этапе находится процесс реализации пекинских вышеупомянутых документов в различных странах и регионах. Удалось ли достичь успеха, каковы проблемы и препятствия и где кроется ключ к их преодолению? И вторая наша цель – продвинуть все упомянутые вопросы на более высокий уровень, с выходом на годичную министерскую встречу ЭКОСОС в июле, после чего в сентябре на сессию Генассамблеи ООН, где развернется дискуссия на уровне президентов и премьер-министров по вопросу имплементации Целей развития тысячелетия, одной из которых является гендерное равенство. - В чем особенность вынесенных на обсуждение сессии проблем? - Повестка обсуждений , естественно , исходила из 12-ти проблемных сфер Пекинской платформы действий. В центре внимания сессии были проблемы бедности, доступа женщин к образованию, репродуктивного здоровья и преодоления материнской смертности, участия женщин на уровне принятия решений и т.п. На фоне мирового финансового кризиса еще более актуализировалась сфера - женщина и экономика. Серьезным препятствием на пути реализации Пекинской платформы стала проблема СПИД-а, достигающая тревожных масштабов в ряде регионов мира, в связи с чем была представлена и принята отдельная резолюция. Практически во всех странах мира остро стоит проблема насилия по отношению к женщинам. Эта проблема постоянно в центре внимания ООН и нашей комиссии, и главная установка в борьбе с этим явлением заключается в том, что это - преступление и оно не должно оставаться безнаказанным. На эту тему была проведена отдельная дискуссия в рамках компании Генсека ООН " Сообща покончим с насилием в отношении женщин»” Были вопросы, получившие особое звучание. К примеру, тот факт, что мы так и не смогли за прошедшие годы обеспечить универсальную ратификацию Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), хотя Пекинская платформа обозначила сроком ее всеобщей ратификации 2000-й год. Сегодня 2010-ый, к Конвенции присоединились 186 странах мира, и она является одним из самых ратифицированных документов ООН. Но по-прежнему остается еще 6 стран, которые пока ее не ратифицировали. Если бы эта цель была выполнена в срок, то на сегодняшний день мы бы уже сосредоточились на всеобъемлющей реализации этого документа. Добавлю, что, на мой взгляд, главная особенность сессии состояла даже не в содержании ее повестки, а в экспертных интерактивных панельных дискуссиях, итоги которых найдут свое отражение в пакете документов Комиссии, адресованном правительствам стран-участниц и наблюдателей. Эти дискуссии ценны тем, что их участники имели возможность непосредственно вести обсуждения с известными в этих областях экспертами, которые достаточно долгое время работают по вопросам реализации Пекинской платформы действий, в том числе и в рамках деятельности нашей комиссии. - До начала сессии звучали предположения о корректировке поставленных Пекинской платформой целей. Насколько они оправдались? - Конечно, ни один документ не может быть совершенен, тем более во времени. Но если говорить о Пекинской платформе, то она остается на данный момент не потерявшим свою актуальность документом, хотя многое предстоит сделать в рамках взятых обязательств по программе действий. Как известно, впервые принцип равенства полов был зафиксирован еще в Уставе ООН в 1945 году, после чего понадобилось 30 лет, чтобы он нашел отражение на первой Всемирной конференции по положению женщин в Мехико в 1975 году. После этого, состоялись еще две конференции, Пекинская в 1995-м была, на сегодняшний день, последней – четвертой. - Будет ли пятая конференция? - Если бы мы реализовали Пекинскую платформу, то необходимость новой конференции для постановки новых целей была бы очевидна. Но, в рамках полномочий, имплементирующей пекинский процесс комиссии, могу сказать, что на его пути есть еще множество неразрешенных проблем, субъективных и объективных препятствий. Тот же финансово-экономический кризис нанес существенный удар по реализации пекинских целей. С другой стороны, сегодня мировое сообщество стоит перед необходимостью реализации, сформулированных в 2000-м году "Целей развития тясячелетия”, которые являются комплексным документом, включающим помимо разрешения социально-экономических проблем, достижение гендерного равенства. И в рамках интерактивного «круглого стола высокого уровня» в очередной раз было подчеркнуто, что гендерное равенство является стержневой целью и без всестороннего участия женщин, без предоставления им всех прав и возможностей, нельзя достичь реализации ни одной из Целей развития тясячелетия ООН. То есть, на сегодняшний день проблема продвижения женщин взаимосвязана со всеми важнейшими процессами, происходящими в рамках ООН. В этом один из главных принципов деятельности ООН, и нам остается, в очередной раз, обратиться к руководству и правительствам стран мира с призывом ускорить процесс реализации пекинских решений. В связи с этим, не могу не отметить, что взятые в Пекине обязательства, являясь частью государственной политики, предполагают также активное участие широких слоев общественности, без чего правительствам будет трудно справиться с поставленными целями. В этом смысле, в пекинском процессе всегда подчеркивалась роль неправительственных организаций, которые начиная с Пекина являются полноправными его участниками в параллельном режиме. Очень важна прозрачность работы, следует объяснять все эти проблемы, чтобы не было отторжения со стороны обществ. И здесь нельзя недооценивать роль медиа. Как показывает передовый опыт, ключ к успеху кроется в объединении усилий государства, общественного сектора (НПО), профессионально работающего в этом направлении, структур ООН и СМИ. Полагаю, что и нам в Армении, впредь, при реализации пекинских обязательств, стоит взять на заметку именно эту модель. - Каков вердикт комиссии по итогам сессии? Есть ли прогресс? - В целом, в плане преодоления дискриминации женщин приходится принять, что в реализации пекинских установок существует очень большой разрыв между развитыми и развиваюшимися странами. В ряде стран зафиксирован существенный прогресс. Есть страны, к примеру Норвегия, где действует законодательство, согласно которому частным компаниям, не имеющим в составе своего правления 42% женщин, могут отказать в регистрации. Наряду с этим, есть страны, в которых до сих пор существуют такие явления как убийство женщин в защиту чести. В любом случае, женские проблемы в том или ином виде присутствуют во всех странах мира, в том числе и самых благополучных. По итогам обсуждений было принято несколько резолюций. Среди них - резолюция о взаимосвязи Пекинской платформы с Целями развития тысячелетия; о расширении экономических прав женщин в контексте мирового кризиса; о региональных аспектах достигнутого в реализации Пекинской платформы прогресса; о пострадавших в процессе вооруженных конфликтов женщинах и детях; о ликвидации предотвратимой материнской смертности; о мерах борьбы с распространением СПИДа среди женщин и детей и т.д. - Можно ли вообще говорить о прогрессе на фоне мирового экономического кризиса? - Должен сказать, что оценки, данные Комиссией, относились в основном к докризисному периоду и были даны в отрезке за 15 лет. За этот период прогресс несомненно есть, и необходимость детального изучения и адаптации успешного опыта очевидна. Думаю, что председательство Армении в Комиссии станет дополнительным стимулом к тому, чтобы мы смогли применить передовую практику у нас в республике. Возможно, что успешно скопировать опыт Норвегии в управлении компаниями, нам пока не удастся, но повышение квоты представленности женщин в выборных партийных списках вполне реальная для нас задача. На сегодняшний день квота составляет всего 15%, что чрезвычайно мало не только с точки зрения демократических стандартов, но и с учетом высокого образовательного ценза армянских женщин. - Какие, на ваш взгляд, интересные и новые проблемные установки прозвучали на сессии? - Для себя я отметил несколько моментов, на которые, считаю, стоит обратить особое внимание. К примеру, доступ женщин к информационным технологиям. Полагаю, не нужно объяснять, что если мы говорим о прогрессе женщин, то должны иметь в виду, что в современном мире прогресс без высоких технологий невозможен. Повышение доступности информационных технологий для женщин - это новая по звучанию проблема, которая, возможно , 15 лет назад не стояла так остро как сегодня. На днях мне попалась в интернет-сети примечательная фотография. На ней, в одном из дальних сел Армении изображена очередь на обучение на компьютере, и большинство в ней составляли женщины. Предвидя ваш вопрос о том, что собирается делать комиссия дальше в этом направлении, скажу, что я уже предложил на одном из совещаний ЭКОСОС созвать совместные с комиссией ООН по вопросам науки и технологического развития дискуссии с целью обсуждения проблемы доступности ИТ для женщин. Полагаю что, встреча в подобном формате может состояться в середине мая в Женеве. Мы часто используем словосочетание прогресс женщин, не вдаваясь в подробности того, какие составляющие его обеспечивают. Так вот, доступ к информационным технологиям - один из обязательных компонентов прогресса. Еще одна обязательная составляющая – это воспитание мальчиков в плане восприятия гендерного равенства. Речь идет о том, что идея гендерного равенства должна прививаться с детства, со школьной скамьи. Мы должны просвещать нашу молодежь в этом направлении, чтобы она входила в жизнь и в общество в новом качестве, готовой понять и принять гендерное равенство как должное. Сравнительно новый подход связан с установкой – женщины и климат. Речь идет о наибольшей уязвимости женщин в случае климатических изменений и расширении вовлеченности женщин в стратегические программы по экологии. В этом же контексте акцентировалась и роль женщин в сельском хозяйстве, ведь в большинстве стран мира бремя обеспечения семьи сельскохозяйственной продукцией ложится именно на их плечи. Несомненную важность представляет также проблема повышения общественно-политической активности женщин, о которой много говорилось в течение работы сессии. Так получилось, что в бюро комиссии из пяти членов только одна женщина. Но в составе делегаций картина иная – 60 стран были представлены членами правительств и 90% из них женщины – это либо министры, либо главы соответствующих структур при президенте или правительстве. Как вы заметили, среди докладчиков на сессии преобладали женщины. - Самое главное, по Вашему мнению, препятствие на пути прогресса женщин? - Я бы акцентировал социально-экономический характер препятствий на пути прогресса женщин. На фоне мирового кризиса это стало еще более актуальным. К сожалению, во многих странах порожденные кризисом проблемы вытеснили с повестки цели по достижению гендерного равенства, что концептуально неверно. Однако ситуационная политика продиктовала свои подходы. Эта озабоченность прозвучала во многих докладах на сессии. В основном, жаловались на то, что вследствие кризиса были урезаны бюджетные средства, выделяемые на программы в рамках гендерной политики. Но поскольку в преодолении мирового кризиса просматриваются положительные тенденции, будем надеяться, что в будущем этот аргумент будет исчерпан. - В процессе сессии было много разговоров о создании вместо четырех ныне действующих - нового агенства, координирующего женскую повестку ООН? Подвергнется ли при этом преобразованию Комиссия по статусу женщин? - Предложение о создании новой структуры было сделано задолго до сессии Генсеком ООН. Смысл преобразования – следовать принципу "из одного окна”. На сегодняшний день четыре разные структуры работают на одну и ту же цель. Создание нового агенства позволит скоординировать действия и обеспечить более эффективное расходование средств. Наша комиссия непосредственно вопросом формирования этой структуры не занимается. Процесс проходит в рамках Генассамблеи, в режиме неформальных обсуждений, в которые вовлечены все страны-члены ООН. В настоящий момент обсуждаются процедурные вопросы. Не хотелось бы предугадывать результаты этого процесса, скажу лишь, что они, вероятно, продлятся до осени. При этом новая структура не заменит Комиссию по положению женщин, которая по своему мандату является единственным межправительственным органом, генерируюшим и продвигающим новые идеи и подходы в вопросе гендерного равенства. Более того комиссия обеспечит политический дискурс для нового ведомства. Беседовала Тамара Овнатанян Для справки: Комиссия по положению женщин является функциональным органом Экономического и Социального Совета ООН. Она занимается обзором осуществления международных стандартов по защите и продвижению прав женщин и разработкой предложений по их надлежащему выполнению. В состав Комиссии входят 45 государств-членов ООН, избираемых Советом на основе справедливого географического распределения: 13 членов от государств Африки; 11 членов от государств Азии; 9 членов от стран Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 членов от государств Западной Европы и других государств; 4 члена от государств Восточной Европы. Армения является одим из членов и в течение 2010-2011г.г. председательствует в комиссии.
|