ВЛАСТИ ОТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА письмо тревоги и протеста 6 мая 2011 года руководители 15 общественных организаций Украины обратились с письмами к Президенту Украины, Премьер-Министру, Председателю Верховной Рады и Вице-премьер-министру Украины по социальным вопросам с письмами, в которых выразили обеспокоенность процессами разрушения институционального обеспечением и состоянием реализации государственной политики в сфере противодействия торговле людьми, защиты прав женщин и детей, равноправия мужчин и женщин. ТЕКСТ ПИСЬМА:
Президенту Украины Януковичу В.Ф.
Премьер-министру Азарову М.Я.
Вице - премьер - министру, Министру социальной политики Тигипко С. Л
Председателю Верховной Рады Литвину В.М.
Мы, представительницы и представители общественных организа-ций, работающих в сфере соблюдения прав человека, обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, защиты прав детей, противодействия торговли людьми и насилия в семье выражаем обеспокоенность процессами разрушения институционального обеспечением и состоянием реализации государственной политики в сфере противодействия торговле людьми, защиты прав женщин и детей, внедрения гендерного равенства в обществе. Так, следствием принятия Указа Президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010 об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти путем реорганизации, ликвидации действующих на сегодня центральных органов исполнительной власти и создания новых министерств привело к переформатированию центральных органов исполнительной власти и их подразделений на местах, при котором без внимания остались важные сферы государственного управления - в течение четырех месяцев ни на один орган исполнительной власти не были возложены функции реализации гендерной политики, противодействия торговле людьми и предупреждения насилия в семье. Тексты указов Президента, которыми утверждены положения о центральных органах власти дают основания для выводов о том, что ни на один орган центральной исполнительной власти не возложены обязательства в сфере противодействия и предупреждения торговли людьми, оказании помощи пострадавшим. Они отсутствуют и в положении о Министерстве внутренних дел Украины, в котором перечислены основные направления противодействия преступности, и в положении о Министерстве социальной политики Украины, в сферу компетентности которого перешли вопросы семейной и гендерной политики, защиты прав детей, предупреждение насилия в семье, и в положении о Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Украины, которое определено ответственным за реализацию подписанного 15 февраля 2011 Плана сотрудничества между Правительствами США и Украины по вопросам противодействия торговле людьми. Представителей и представительниц гражданского общества беспо-коит тот факт, что важная государственная функция противодействия торговле людьми теряется на областном и местном уровнях, поскольку нет структуры, отвечающей за координацию действий, за реализацию национального механизма перенаправления пострадавших от торговли людьми для оказания им всесторонней помощи, за проведение предупредительной работы. Подобное пренебрежение наблюдается в то время, когда проблемы торговли людьми остаются актуальными в Украине: появляются новые виды торговли людьми; увеличивается количество случаев внутренней торговли людьми, на фоне растущих миграционных настроений украинских граждан и тенденций миграции, увеличивается риск попадания в ситуацию торговли людьми; не уменьшается количество случаев коммерческой сексуальной эксплуатации детей, а количество подобных предложений Интернетом даже увеличивается. Так, по данным Международной организации миграции, в Украине в 2010 году было предоставлено реинтеграционной помощи 1085 лицам, пострадавшим от торговли людьми, из них: 693 женщинам и 392 мужчинам. В последнее время Украину приобретает признаки транзитного государства для лиц из других государств, которых продают в целях трудовой и сексуальной эксплуатации. Одновременно выявлены факты торговли людьми с целью трудовой эксплуатации в сельском хозяйстве, сфере услуг и коммерческой сексуальной эксплуатации непосредственно в Украине. Дети из Украины, которые становятся жертвами торговли людьми как в Украине, так и за ее пределами, используются для коммерческой сексуальной эксплуатации, принудительного нищенства. Несмотря на задекларированные в Государственной программе социального и экономического развития обязательства, взятые почти год назад, так и не принят комплексный закон «О противодействии торговле людьми», проект которого разработан теперь уже ликвидированным Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта совместно с международными и общественными организациями в соответствии с Планом - графиком реформ по направлению "Международная интеграция и сотрудничество" Программы экономических реформ Президента Украины. В то время как принятие такого закона является одним из главных условий обеспечения безвизового режима между Украиной и Европейским Союзом. Не утверждена Государственная программа противодействия торговле людьми на 2011-2015 годы, проект которой также разработан ликвидированным Министерством по делам семьи, молодежи и спорта с участием независимых экспертов, международных и общественных организаций. Отметим, что также не утверждены Государственная программа содействия гендерному равенству и Государственная программа поддержки семьи, действие которых рассчитано на 2011-2015 годы. Это значит, что уже почти полгода в государстве нет ни ответственного органа государственной власти за реализацию политики в указанных сферах, ни Государственных программ, которые являются инструментами управления. Под угрозой срыва находится реализация Плана сотрудничества между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Украины по вопросам противодействия торговле людьми, согласно которому каждое из государств, в том числе и Украина, приняло на себя обязательства по внедрению и финансирования активных действий по предупреждению этого явления. В стадии разрушения находятся дезориентированные областные и местные органы власти, на которые возлагались функции координирования названных направлений работы. Несмотря на многократные обращения общественности с призывами не только сохранения, но и развития механизмов обеспечения равноправия женщин и мужчин, семейной политики и политики гендерного равенства, противодействия торговле людьми непонятной остается судьба Департамента семейной и гендерной политики бывшего Министерства Украины по делам семьи,молодежи и спорта. Никто не позаботился и о специалистах, которые занимались этими вопросами. Манипулятивным шагом по введению в заблуждение национальной и международной общественности было введение должности Советника премьер-министра по гендерным вопросам на общественных началах, которая никогда не встречалась с руководителем и не имела возможностей влияния на политику. Усложняется и без того непростая работа общественных организа-ций. Она обычно осуществлялась с сотрудничестве с ответственными структурами и подразделениями органов государственной власти. Непонимание важности этой работы и сотрудничества со стороны руководителей, делает невозможным продолжение взаимодействия со специалистами, которые разбираются в этой проблеме и важности ее решения. Кто возьмет на себя ответственность за разрушение институтов и системы управления и деятельности в сфере противодействия торговле людьми? Вопрос остается открытым. Хотим напомнить, что власть должна отвечать за свои действия и бездействие не только перед народом Украины, но и перед международ-ным сообществом. Украина является членом Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции ООН о борьбе с транс-национальной организованной преступностью и Факультативного протокола к ней о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее. В сентябре 2010 года Президент подписал ратифицированную Верховной Радой Украины Конвенцию Совета Европы о мерах по противодействию торговле людьми, положение которой теперь является частью национального законодательства Украины и в которой значительное внимание уделяется вопросам управления и координации деятельности в этой сфере. Разработанный Министерством по делам семьи, молодежи и спорта совместно с экспертами законопроект «О противодействии торговле людьми» предусматривает выполнение центральным органом исполнительной власти по противодействию торговле людьми следующих функций: обеспечение координации в рамках полномочий деятельности субъектов в сфере противодействия торговле людьми, в том числе реализации Национального механизма взаимодействия; разработку и реализацию государственной целевой программы торговли людьми; осуществление мониторинга деятельности субъектов в сфере противодействия торговле людьми и по его результатам подготовку ежегодного доклада о состоянии реализации государственной политики в сфере противодействия торговле людьми, обеспечение проведения социологических исследований; реализацию мер, способствующих искоренению предпосылок торговли людьми и повышению уровня осведомленности о противодействии торговле; выдачу справок лицам, получившим статус пострадавшей от торговли людьми; организацию обучения специалистов по вопросам противодействия торговле людьми и обеспечения их методическими рекомендациями, обеспечение развития и функционирования учреждений предоставляющих помощь лицам, пострадавшим от торговли людьми; организацию сотрудничества с международными, общественными организациями по вопросам противодействия торговле людьми, обеспечение выполнения Плана сотрудничества между Правительством Украины и Правительством США по вопросам противодействия торговле людьми. Кроме этого, с целью своевременного оказания помощи лицам, пострадавшим от торговли людьми необходимо в ближайшее время разработать ряд нормативно-правовых актов, которые будут включать: порядок проведения идентификации лица, пострадавшего от торговли людьми; утверждении формы справки единого образца об установлении статуса лица, пострадала от торговли людьми и форму справки, подтверждающей факт обращения иностранца или лица без гражданства, за установлением статуса; порядок выплаты единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим от торговли людьми; стандарты оказания социальных услуг, пострадавших от торговли людьми; реабилитационные программы для по-страдавших человек. Учитывая вышеупомянутое, обращаемся к Вам с предложениями: 1. Дополнить положение о Министерстве социальной полити-ки Украины пунктами по обеспечению реализации государственной политики по противодействию торговле людьми, оказанию помощи потерпевшими. 2. Создать в структуре указанного министерства отдельный Департамент, ответственный за реализацию государствен-ной политики в сфере противодействия торговле людьми, предотвращения насилия в семье, внедрения гендерного равенства. 3. Рассмотреть вышеперечисленные вопросы на заседании Кабинета Министров Украины. 4. Выступить с предложением включить указанные проблемы в перечень вопросов, находящихся под наблюдением Мониторингового комитета Совета Европы. 5. Доработать совместно с общественными организациями и передать на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона «О противодействии торговле людьми».
ПИСЬМО ПОДПИСАЛИ: руководители Международного женского правозащитного
Центра «Ла Страда - Украина», Информационно - консультационного
женского центра, Центра социальных и гендерных исследований "Новая
жизнь", Всеукраинской общественной организации "Центр - Развитие
демократии", МБФ «Украинский Женский фонд», Западноукраинского центра
"Женские перспективы", Львовской городской общественной организации
«Девичий клуб «Юнка», Всеукраинской женской еврейской организации
"Проект Кешер", Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав
человека в деятельности правоохранительных органов, Общественной
организации "За равные права", г. Скадовск Херсонской области,
Научно-методического центра развития критического и образного мышления
"Интеллект", «Розрада», Херсонского областного общественного центра
«Мужчины против насилия», Представитель ЭКПАТ (Всемирной организации
«Покончим с детской проституцией, порнографией и торговлей детьми) в
странах СНГ, Координатор молодежной секции Всеукраинской сети против
коммерческой сексуальной эксплуатации детей.