премьера колонки! ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ для инвалида-колясочника в Беларуси Дарья Лис, Беларусь фото автора: студентка Катя Суховеева
Детский сад – средняя школа – университет. Логичная цепочка для обычного гражданина нашей страны… Что делать, если вы немного «выбиваетесь» из рамок? Если вы отличаетесь от обычного гражданина способом передвижения. Всего лишь коляска… Факт. Но факт упрямый. Что делать? Детский сад меняем на бабушек-дедушек-родителей. Школа – на дому. Университет - … С этим сложнее. ВУЗов, приспособленных для обучения людей с ограниченными физическими возможностями в нашей стране практически нет. Тем не менее, люди учатся, работают. Кто, где, как? Возможность трудоустройства?
Пытаясь разобраться в ситуации, обращаемся к человеку, который явно должен быть «в теме». Сергей Дроздовский, председатель Центрального совета ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников». - К сожалению, мы не владеем статистикой. Трудно сказать, сколько колясочников учится сегодня в ВУЗах Беларуси. В любом случае, это единицы. Тем более, не приходится говорить о тех, кто смог трудоустроиться по специальности. Конечно, мы стремимся создать базу данных по студентам-колясочникам. Были бы рады сотрудничеству с ними в этом направлении, а также можем оказать юридические консультации колясочникам, желающим поступить в ВУЗ.
Единицы… Исключения из правила… Знакомьтесь, студент-колясочник (в БГПУ имени Танка) все-таки найден. Точнее – студентка. Екатерина Суховеева. Красавица, умница и очень интересная девушка из Бобруйска в Могилевской области (Беларусь). Будущий психолог. - Катя, почему именно психология? - Стать психологом я решила давно, где-то в 7-ом классе… Просто почувствовала, что это моё и сейчас понимаю, что не ошиблась. - Сложно было поступить в университет? - Проблемы начались сразу же. Хотелось поступить на бесплатную форму обучения, но заочники могли учиться бесплатно только при наличии опыта работы по специальности. У меня был опыт: я официально работала специалистом в организации инвалидов-колясочников, работала с людьми по телефону… В университете полистали какой-то справочник и сказали «Не подходит. Нужен опыт помощника воспитателя (нянечки) или помощника библиотекаря». Понятное дело, это не для меня. И я год переписывалась с разными ведомствами (министерство образования, потом верховный суд), взывая к здравому рассудку, просила сделать для меня исключение. - Сделали? Мне отвечали как-то запредельно: «Девушка, учитесь дистанционно», - не учитывая, что это тоже платно… Или - «Учитесь очно. Вам создадут условия». Юмористы, по-другому не скажешь. Какие условия? В моем университете узенький лифт (втиснуться возможно далеко не на всякой коляске), который не всегда работает и никогда не ездит на последний этаж, где у нас, к слову, часто бывают тесты в компьютеризированном кабинете. - Как все решилось? Ты ведь стала студенткой… Проблема решилась на более низком уровне. Я обратилась к городским властям. Они вникли в ситуацию и ответили: «Поступайте платно. Поможем материально». А еще было тестирование. Я записалась сдавать историю Беларуси на белорусском. Оказалось, что на белорусском сдают на 3-ем этаже здания без лифта. Я долго объясняла организатору, что не дам себя нести на 3-ий этаж, потому что меня 10 минут назад чуть не уронили, поднимая на крыльцо. Он спорил, чуть ли не ругался. Я настаивала. Оставались считанные минуты до начала процесса тестирования, нервы были взвинчены. Проблема решилась так: мне спустили бланк. - Были такие казусы и во время поступления? - Когда мы подавали заявление на поступление, с нас запросили справку, которой у нас не было. Было два выхода: не поступать или слезно умолять ректора принять без справки. Пришел ректор - выяснилось, что справка вовсе не нужна. Женщина, принимавшая документы, просто не посмотрела внимательно… Как у тебя складываются отношения с преподавателями, студентами? С преподавателями - хорошо, никогда никакой дискриминации. Часто общаемся с деканом (Людмила Владимировна Фенкевич). С одногрупниками замечательно - общение, взаимовыручка, дружба. - Ты сделала это, поступила! Какие трудности дальше? - Основная проблема - жильё. Квартиру не снимешь, общежития не дадут, а если бы и дали, оно в другом конце города, добираться на нескольких автобусах для меня нереально. Живем в гостинице. Это очень удобно: там пандусы для коляски, просторный лифт, и, главное, в 5-и минутах пешком до университета. Но насколько удобно - настолько дорого. Последние сессии приходится сдавать досрочно, потому что просто не хватает средств на жилье. По сравнению с бытовыми проблемами, проблемы учебного процесса незначимы. Радостей, конечно, тоже много. На старших курсах предметы уже связаны с практикой - это интересно. Очень яркий момент: сдавала эссе по социальной психологии, в котором в качестве эпиграфа взяла несколько строк Е. Евтушенко (мой любимый поэт). Оказалось, что наш профессор Яков Львович Коломинский эти стихи знает и тоже любит. Мы сидели и декламировали Евтушенко вместе. Было здорово! - Перспектива трудоустройства. Кем бы ты хотела работать, получив диплом? - В моем Бобруйске городские власти очень положительно относятся к моей активной жизненной позиции. Уже задумывались, куда меня можно устроить, но без диплома - никуда. Нужно доучиться. Мне бы хотелось попробовать разные виды деятельности, связанные с психологией: поработать на телефоне доверия, попробовать себя в тренинге и со временем, возможно, преподавать психологию (диплом позволяет, там будет указано «Психолог. Преподаватель психологии»). Я понимаю, что подходящую работу найти будет нелегко, но, главное, возможно. - Здорово, что местные власти вникли в твою ситуацию: такую позицию нечасто встретишь! А встречаются ли люди не из Бобруйска, желающие помочь? - Да, на свете много замечательных людей! Я очень благодарна сотрудникам Белорусского детского хосписа и Клубу жен послов и дипломатов за решение многочисленных проблем. Например, в гостинице нам не давали места, пока хоспис не применил дипломатию, а женщины из клуба помогают платить за мою учебу.
Катя любит поэзию и сама пишет поразительно красивые стихи (пока – в свой блог в Интернете http://blogs.mail.ru/mail/somnolienta/)… У неё есть строчки: Я люблю, когда ночью ливень И люблю, когда в дождь стихи Меня мучает чёткость линий Я в портретах ищу штрихи Я люблю, когда утро туманное, Я люблю говорить «Не грусти!» И последнее, самое странное: Когда больно… люблю я расти. И этот человечек из-за тупой упёртости некоторых чиновников пропустил год учёбы после школы?! Впрочем, она действительно выросла за этот год. А кто-то продолжал деградировать дальше.
|