У настоящей женщины есть три возраста
Карине Амирханян, Армения
Время в этом доме развернулось как вечность, а воспоминания Марго спаяли все пережитое в одно целое. Мы рассматриваем с ней семейный альбом и закрывая последнюю его страницу она говорит надолго запомнившуюся мне фразу: " У настоящей женщины есть три возраста: молодость - это ее собственная молодость, вторая молодость - рождение дочери, и вечная молодость - внучка, которая непременно должна сохранить в себе черты своей бабушки"… Вот фотография красивой и пышнотелой женщины. Это мать Марго, Нвард. Когда в 1915-ом их семья, сложив вещи в повозку, вынуждена была бежать, по дороге их нагнал всадник, одетый в турецкую одежду. Резко нагнувшись с лошади, он схватил красавицу Нвард за руку. Все решили, что это конец. Но вдруг его внимание привлек бриллиантовый перстень на ее руке. Грубо сорвав перстень с пальца, он поскакал дальше… Пройдя огромные расстояния, терпя лишения и голод, семья Нвард обосновалась в Ленинграде. Но желание вернуться обратно на родину было настолько сильным, что оно со временем материализовалось: она познакомилась с Геворком, вышла за него замуж и вскоре счастливая пара вернулась на родину. Вскоре у них родилась дочь Марго. Ей не было и 12-ти, когда началась Великая Отечественная война и Геворк ушел на войну. Навсегда ушел… Нвард, подсознательно опасаясь нашествия турок, решила бежать из Армении. Уехала в Ленинград, не подозревая какому риску подвергает себя и дочь… …Марго навсегда запомнила страшную картину: повсюду лежат трупы, а ее мать с безумными от ужаса и страха глазами, с распущенными волосами бежит в сторону школы, от которой остались одни лишь обломки. Она не в состоянии была забыть и то, как гладила по волосам свою обессиленную от переживаний мать и, глядя ей в глаза, твердила: "Мама, я жива, мама!.. А вот Марго - студентка Ленинградского филологического факультета. В компании студентов она как-то познакомилась с сыном известного скульптора Дереника Даниеляна, Арамом. Год спустя, они поженились и решили вернуться в Армению. Марго всячески пыталась уговорить мать поехать с нею в Ереван, но пережитое навсегда связало Нвард с Ленинградом, он стал ей родным… В Ереване Марго сразу же нашла работу. Свободно владея армянским и русским, она решила заняться переводческой деятельностью: пробовала перевести на армянский сначала Куприна, затем – Достоевского... Потом занялась обратным переводом - перевела на русский Теряна, Исаакяна... Большей частью для себя. Позже и сама стала писать стихи. "Пишу, когда тяжело на душе - становится легче,- признается она. Поначалу, в доме мужа ей жилось легко, если не считать больную свекровь, за которой она денно и нощно ухаживала. Когда выдавалась свободная минутка, она напрашивалась в мастерскую свекра - Дереника и наблюдала за тем, как он лепит свои скульптуры. А однажды Дереник вылепил скульптуру Богоматери, в которой живо угадывались черты Марго. На руках у Богоматери сидел прелестный мальчик с таким же как у Марго вырезом глаз. «У тебя будет мальчик!» - заявил свекр, закончив скульптуру. Марго было все равно, кто родится – мальчик или девочка. Она знала только, что ее ребенок будет человеком искусства. Марго родила девочку, и ей дали ласковое имя – Анушик. Дед, несмотря на свои пророчества относительно мальчика, просто обожал ее. Казалось бы, все бы хорошо в жизни Марго, если бы не супруг Арам, который пребывая в творческом кризисе стал пить и однажды ушел из дома, оставив нелепую записку: «Я кончился. Просьба, меня не беспокоить». Через год только кто-то сообщил семье, что Арам обустроился где-то в Америке, даже завел новую семью... Анушик день ото дня становилась все краше. Молча переживала безотцовщину, но при этом все более привязывалась к деду. Поступив в Художественную академию на факультет скульптуры, Анушик пыталась найти свой путь в искусстве… Как-то в 80-х годах затопило фондовое помещение Матенадарана. Был кинут клич молодым специалистам Академии помочь спасти ценные рукописи. Бережно просушивая один листочек за другим, Ануш упивалась красотой миниатюр, сохранивших свое благородство цвета и орнамента, и поняла – это то, что она искала. Вместе с ней занимался реставрацией и ее однокурсник, Ваге. Молодые проводили много времени вместе, восстанавливая рукописи. И, как это обычно бывает, общность интересов пробудила в них глубокое чувство - любовь... Армения была в блокаде, когда пришла весть о тяжелой, неизлечимой болезни Нвард. Марго, продав свое обручальное кольцо и золотую цепочку, уезжает ухаживать за больной матерью. Перед выездом, она крепко обнимает Анушик и горячо шепчет ей на ухо: "Мы - сильные, мы все перетерпим. Держись, дочка!". Молодые остаются в Ереване, в холодной неотапливаемой квартире, когда свет давали по два часа в день. Но Анушик вся светится изнутри - она беременна…В день когда родилась ее Наре, умерла Нвард. Заперев квартиру на ключ, Марго возвращается в Ереван, помогать молодым поднимать ребенка. Когда малышке исполнилось восемь лет, Анушик с мужем решили усовершенствовать свои знания в области реставрации и уехали в Ленинград, который к тому времени стал называться Санкт-Петербургом. Марго взялась за воспитание внучки. …Маленькая Наре хорошо рисует и любит объяснять свои рисунки. Вот и сейчас, нарисовав лебедя, мирно плывущего по зеркальной глади озера, заглядывает мне в глаза и говорит: «А правда он похож на лебедя из сказки?»… "Правда",- отвечаю я и ловлю себя на мысли о том, что эти глаза я где-то уже видела. Да, как же ! Скульптура Богини с младенцем!
|