НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ, а уметь работать и договариваться Движение трудовых мигрантов из Кыргызстана - пример нарастающей активности Лина Вискушенко, Россия фото Галы Петри
В Москве работает «Межрегиональное общественное движение трудовых мигрантов Кыргызстана». О первых успехах и планах на будущее рассказал нашему корреспонденту руководитель организации Алишер Маданбеков. - Алишер Сайдиевич, почему вы создали организацию и что удалось сделать? - Она начала функционировать в конце прошлого года, сейчас уже работает не только в Москве и области, но и в регионах. Филиалы "Движения трудовых мигрантов Кыргызстана" – еще так называют нашу организацию - работают в Ивановской области, Южно-Сахалинске, в Свердловской области, Красноярском крае. Собираемся открывать в Самарской и Воронежской областях. На данный момент в пяти субъектах Российской федерации полноценно функционирует наше представительство.
- В связи с чем возникла такая инициатива? - Долгое время я занимался общественной деятельностью, возглавлял кыргызскую диаспору в Москве и Московской области, Союз кыргызстанцев. Было много вопросов в связи с миграционными процессами, социальной адаптацией наших граждан. Мы хотели объединить все организации кыргызстанцев на территории России. К нам часто обращались соотечественники, которые сталкивались с трудностями, возникал ряд юридических вопросов. Поэтому и появилась идея организации, которая занималась бы этими проблемами.
- Как им может помочь ваша организация? - У нас есть служба юридической помощи. Это за счет накопительного фонда организации. Сегодня в силу экономического кризиса общественные объединения функционирует за счет средств своих членов. Мы наладили контакты с центрами занятости и помогаем трудоустроиться. Сотрудничаем с частными агентствами по трудоустройству. Подписан ряд меморандумов. Эти агентства находят вакансии, а мы предлагаем их нашим гражданам. Мы занимаемся этим не только на столичном рынке труда, но и в других субъектах, поэтому и создаем представительства в регионах. Сотрудничаем и с Федеральной миграционной службой, участвуем в консультативных мероприятиях, представляем свое виденье проблем.
- Что нужно изменить в миграционной политике, чтобы мигрантам стало легче? - Регулировать потоки мигрантов на законодательном уровне. Поток этот растет. Основная масса из азиатских республик, так как социальное положение там плачевное. В последнее время наблюдается поток высококвалифицированных специалистов – врачи, инженеры. Люди начали заниматься повышением квалификации. Те, кто работал дворниками, - многие стараются учиться. Существует немало проблем. Оформление разрешительных документов на работу в Москве превратились в коммерцию. Порой пакет необходимых документов обходится в 15 – 18 тысяч рублей. Это большая сумма. Средняя зарплата простого мигранта составляет от 10 до 14 тысяч рублей. Соответственно, еще надо оплатить жилье, питание, часть денег отправить семьям. Поэтому хотелось бы в законодательном плане облегчить оформление документов. Сейчас из-за того многие работают нелегально, выполняют двойную работу, но получают низкую зарплату.
- Еще с какими проблемами сталкиваются мигранты? - Так как многие находятся здесь нелегально, они абсолютно бесправные. Работают без какого-то режима и во много раз больше, чем предусматривает трудовой кодекс. Многие из-за этого получают инвалидность. Не могут воспользоваться полноценной медицинской помощью, у них нет медстраховки. Ни одна поликлиника не будет принимать таких больных, а платная медицина очень дорогая. Этот вопрос должен как-то решаться. Думаю, что любой гражданин должен иметь право на медицинскую помощь. Это задача номер один. Другая проблема – работодатели. Если они знают, что у мигрантов не в порядке документы, то нормально не оплачивают их труд, не заключают договора. Многие не знают куда обратиться, если им не выплачивают зарплату. Мы помогаем таким людям, напрямую общаемся с трудовой инспекцией. Правда, судебная тяжба - процесс длительный.
- Какие структуры в России помогают решению этих проблем? - Мы наладили контакты с Федеральной миграционной службой, можем туда обратиться, когда есть какие-нибудь нарушения. Посредником выступает общественный консультационный совет. Начали работу с представительством Министерство труда занятости, с консульством в Посольстве КР в РФ. Каждые полгода нас приглашают на пленарное заседание в Госдуму, и мы высказываем свои предложения. Исходя из позиции общественных организаций, будут приниматься соответствующие законопроекты.
- Сколько на данный момент в России общественных организаций, которые объединяют выходцев из Кыргызстана? - Только в Москве таких организаций - семь, а по России около 20, зарегистрированных в Минюсте. У каждой свои цели и задачи, специфические направления. Но самый актуальный вопрос сегодня - это проблемы трудовых мигрантов.
- Сколько сейчас кыргызов в России? Есть какая-нибудь статистика? - По официальным данным, 580 тысяч. По неофициальным – около 800 – 900 тысяч. Из них примерно 300 тысяч получили российское гражданство. Закон Кыргызстана разрешает двойное гражданство, но в одностороннем порядке. Россия пока воздерживается, нет соответствующих межправительственных соглашений. Сейчас над этим работает Межпарламентская ассамблея. Думаю, что много вопросов решится, когда Кыргызстан вступит в Таможенный союз, присоединится в проект по созданию общего экономического пространства.
- Как вы взаимодействуете с посольством Кыргызстана в России? Помогает ли оно вам? - Очень тесно взаимодействуем. Посольство в этом направлении работает очень активно. Уже стало традицией - когда в Москву приезжают представители правительства КР, они обязательно встречаются с диаспорой. Мы рассказываем о своих проблемах, проводим совместные мероприятия с посольством – культурные, образовательные. Когда требуется какие-то разъяснительные моменты, мы обращаемся в посольство.
- Одна из проблем мигрантов - плохое знание русского языка. Как она решается? - Действительно, уровень образования снизился, и многие наши граждане плохо владеют русским языком. Мы создали три пункта, где можно изучать его бесплатно. Этим занимается также Международная организация по труду. В ряде префектур созданы такие курсы. Мы надеемся, что в будущем их будет больше.