между
традициями и глобализацией 15 мая – Международный день семьи. Он был учрежден ООН в 1993 году
Марехи
Квирикашвили, Грузия
фото Мурада
Алашвили, Грузия
Что есть грузинская семья сегодня? Об этом активистки женского движениярассказали журналистам на пресс-конференции в
РИА Новости.Строго говоря, подход
грузинских феминисток к институту семьи – прагматично-критичесский. Да, говорят
они, мы живем в обществе с глубокими культурными традициями, часть из них
хорошие, часть – вредные. Хорошие надо
укреплять, сколько это возможно, плохие – искоренять. Те и другие вступают в
конфликт с процессами глобализации. С
развитием технологий, массовыми коммуникациями и не менее массовой миграцией все
труднее оставаться в русле патриархальных норм. Семья как микро-сообщество
подвергается воздействию взаимоисключающих тенденций.
Вот что сказали участницы пресс-конференции.
Ната
Зазашвили, организация «Сафари», психолог:
- Наша
культура – насильственна. Вы когда-нибудьзадумывались – насколько? Вот почему так легко и практически
безнаказанно проходят любые силовые решения. В проблемном обществе – проблемные семьи. Но есть же
счастливые! Их надо изучать, скрупулезно исследовать, чтобы
дать если не рецепты счастья, то надежные навыки.
Элисо
Амирэджиби, Национальная сеть по защите женщин и детей против насилия:
- Семья –
закрытое пространство, и это нормально. Однако если там происходит насилие, то
оно должно пресекаться государством самым суровым образом. Ценна и необходима
только здоровая семья, где все любят друг друга. Любой другой базис означает фальшь,
он губителен. Бытовое насилие – реально одна из главных
проблем для безопасности страны, человек слишком мало защищен. Любой человек.
Но когда речь о женщинах с малолетними детьми, - это просто страшно.
Роза
Кухалашвили, департамент по статистике правительства Абхазии, Женский Совет
Абхазии:
- Огромное
число вынужденно-перемещенных семей с их болью создают многолетнюю травму национального
масштаба; государство относится к этому без сантиментов, общество,
занятое собственным выживанием, старается не особенно задумываться о трагедии.
Наши беженские семьи предоставлены сами себе. Есть и беженство внешнего
порядка, связанное не с войной, а с поисками пропитания. Если один из супругов
в отъезде десять лет – о какой семье можно вести речь?
Байя
Ромелашвили, председатель комиссии по правам человека, Републиканская партия:
- Мигрируют
в поисках заработка в основном женщины. Они уезжают и не могут вернуться
годами. Да, они материально помогают своим семьям, но их жизнь идет параллельно.
Это сиротство детей и неоформленный, но реальный развод супругов.
Галина
Петриашвили, Ассоциация журналистов "ГендерМедиаКавказ":
- Слишком много семей по-прежнему, как 20 лет назад, выживают благодаря
женщинам. С одной стороны, глобализация открывает дополнительные возможности;с другой, традиционные представления ждут от
нас покладистости. Это огромные перегрузки - пока не описанные, до конца не
осознанные даже самими женщинами. Как примирить непримиримое - традиции и
глобализацию? От традиций взять красивую этнографию, кому
нравится, а от глобальности – правовые стандарты. И чтобы главенствовало
второе.