ТРЕНИНГ через кавказский хребет Нато Чхортолия, Грузия фото автора
В нескольких словах о «Гармонии» Выявление симптомов вторичной травмы, синдром эмоционального сгорания, психотерапия, психокоррекция и её методы, овладение техникой самовыручки, методы арттерапии против неосознанных конфликтов и травм, методы рациональной терапии, адекватное восприятие психологического напряжения и конфликтных ситуаций, - вот неполный перечень тем психореабилитационного тренинга, проведённого психологами грозненского женского ресурс-центра «Гармония» для сотрудниц женской организации Културно-гуманитарный фонд «Сухуми» (Кутаиси). «Гармония» была создана в 2004 году на базе региональной общественной организации «Синтем». По словам координатора программ организации Инны Айрапетян, необходимость создания центра в республике была обусловлена проблемами, связанными с низким уровнем образования матерей и женщин: «У нас появилась идея создания женского ресурс-центра, где наряду с индивидуальными консультациями мы включили и программу самовыручки. Женщины собирались и вспоминали – что пережили, какими стали после перенесённого стресса»,- рассказывают грозненские психологи Инна Айрапетян и Хеда Омархаджиева. Тренинг, в основном, вела Инна. Я знала о ней из написанной в «Голосе женщин» интересной статьи. Инна родилась в Грозном. По национальности она армянка, её мать – тбилисская армянка. Исходя их этого, её интерес и любовь к Тбилиси, и вообще к Грузии, неудивительны...
Руководители Фонда «Сухуми» Инну и Хеду знают уже давно с международных встреч и проектов и Альянса женщин-миротворцев Грузии и России. Именно это знакомство и близость побудили их принять решение о приглашении их в Кутаиси, и к концу сложного года работы устроить сотрудникам, своего рода, психореабилитационный сюрприз.
В завершение тренинга председатель фонда Алла Гамахария отметила: «Сохрани нас, Боже, от положения подобного Чечне, но выводы, сделанные психологами в результате тренинга, ещё раз убедили нас, что такой тренинг нужен был всем нам. Мы все пережили войну и нужду, тяжёлый период, все испытали стресс и неудачу, крах и проблемы, и, можно сказать, что почти не имели полноценного соприкосновения с психологом».
Некоторые реабилитационные примеры в срезе личных впечатлений В течение двух интересных для меня (и, наверно, не только для меня!) дней тренинга участницам несколько раз давали задание нарисовать цветы, деревья, человечков, маски, посуду, оружие. За каждым таким учебным рисунком следовал анализ психолога: «дерево без корней» - автор рисунка не стоит на земле твёрдо; «поставленные в вазу цветы с короткими стеблями» - не позволяем себе тратить деньги на личные нужды; «человечек на тонких ножках» - отсутствие опоры; «неопределённые человечки» - плохо знаем себя. Особенно интересной была для меня тема «масок». Задание выполнили все. На столе появилось множество красивых, красочных масок. По общему анализу оказалось, что на наших масках не были вырезаны места для глаз. Меня потряс комментарий психолога: «Это первый случай, когда ни один из участников не сделал разреза для глаз, что означает - авторы рисунков крепко привязаны к общественному мнению». Не знаю, как для других, а для меня это было весьма значимо.
Реабилитационный пример: одну из участниц в свёрнутом положении – в положении зародыша кладут на одеяло и укачивают. «Темп» постепенно нарастает. В конце возвращают в исходное положение. При завершении задания доброволец рассказывает о своих ощущениях, о том, как чувствовал необычную лёгкость, будто куда-то летел... «Это один из хороших способов расслабления», - объясняет ситуацию психолог.
Реабилитационный пример: участницы садятся в круг, взявшись за руки, и поют какую-то колыбельную. Песню начинают негромко, постепенно прибавляя голос; затем снова убавляют, затихают... На меня так подействовала песня, которая очень походила на мегрельскую колыбельную, что, вместо разгрузки, слегка, напрягла. Психологи попросили нас высказать мнения. Объявили перерыв. Я отдельно разговариваю с Инной. Она внимательно слушает: «Песня без слов и почти однотонная – очень завораживает, но сила голоса оказалась недостаточной для выражения моих тяжёлых переживаний. И всё-таки, этот реабилитационный пример был более моим, чем первый – положение «зародыша». С доброй улыбкой на лице Инна объясняет: «Эта колыбельная для тех, кто не любит говорить о себе во всеуслышание. Ведь ты, в основном, говоришь с собой». В ту секунду меня охватывает ощущение, что это не психолог, а подруга, которая хорошо меня понимает. Наверно, это и есть настоящий профессионализм! Несмотря на усилия чеченских психологов проникнуть в душу каждого из участников, выявить положительное и отрицательное, «вызвать наружу» переживания большинства, всё же, не получилось. Всё это, в определённой степени, было обусловлено многочисленностью участниц; каждому из нас, наверное, нужен психологический тренинг индивидуального характера. Ведь, любой человек представляет собой совершенно независимый феномен. Нет удивительного в том, что тренинг вызвал у участниц различную реакцию: у некоторых – неудовлетворённость, у кого-то – облегчение. Некоторые отказались высказать мнение, а кто-то – согласился с радушием:
Манана Гоциридзе: «Для выражения личных чувств необязательно говорить, можно взять краски, карандаши и выразить ощущения. Когда раздражённый человек начинает рисовать, отрицательные эмоции исчезают. Цвета – отдельная тема. Красный цвет выражает гнев; чёрный – печаль; серый – тревогу. Специалисты утверждают, что отдельные цвета передают душевное состояние людей. Зелёный цвет самый успакаивающий, во время нервного раздражения и бессонницы он повышает настроение. Посредством рисования человек передаёт свои чувства, желания. Используя изобразительную терапию, психолог-практик отбирает темы рисунков таким образом, чтобы дать человеку возможность выразить свои ощущения и мысли (иногда неосмысленные). У каждого человека есть своя маска. Жить в социуме с совершенно открытым лицом – без маски – также трудно, как находиться в обществе без одежды. Но, только, маски должны быть «удобными», «соответствующего» размера и характера. На тренинге от нас не требовали шедевров. Это было направленное в свой внутренний мир «лечебное творчество». Мы, просто, выбирали сравнительно близкое для нашей души и создавали рисунок желаемого цвета и формы; освобождались от накопленного негатива; появлялось ощущение лёгкости... Думаю, тренинг многим помог познать себя. Мало кто признаётся в этом из-за конфликта с собственным «я», что ещё раз подтверждает то, что мы носим маски. Как психолог, я думаю, что тренинг был очень интересным – групповой, креативный. Но больше – диагностический, чем реабилитационный».
Гульнара Лакербая: «Психореабилитационный тренинг очень помог мне залечить ту боль, из-за которой в прошлом я потеряла душевный покой (очень близкого человека не смогла проводить в последний путь!). На тренинге психологи убедили меня, что в этом нет моей вины, так как у меня не было выбора. Думаю, подобные тренинги дадут нам возможность смотреть на существующие вокруг проблемы с лёгкостью и находить из них выход».
Эмма Камкия: «После тренинга у меня появилось множество вопросов. Некоторые – по отношению к себе, некоторые к другим. Это я воспринимаю, как позитивный момент. Если появился вопрос, предположительно, появится и ответ.
Такие тренинги очень полезны, поскольку, при сегодняшнем динамичном жизненном ритме иногда на секунду следует остановиться, передохнуть, кое-что критически переоценить. В особенности – самого себя. Если этот процесс происходит под руководством людей, которым доверяешь и которых уважаешь (чего Инна и Хеда полностью заслуживают), тогда это очень хорошо. Хотя, не могу сказать, что осталась довольна процессом критической переоценки. Оказалось, что я некоторые вещи слишком усложняю, а к некоторым, наоборот, отношусь слишком лояльно. Хотя, это уже моя проблема. А тренинг действительно был полезным...»
Были и другие мнения. Некоторые остались после тренинга с чувством неудовлетворённости: «Казалось бы, после тренинга должна была ощутить облегчение. Наоборот, я ещё более напряглась, осталось чувство страшной невосполненности». «Реабилитационный тренинг всё во мне перевернул и – оставил в таком состоянии!»
Полученные на тренинге советы «Понедельник, в определённой степени, является травмой, поскольку, это начало недели и больше нагрузки. Готовьтесь к понедельнику!». «Музыкальная терапия, которая принадлежит шотландцам, выгоняет наружу отрицательное, освобождает человека, очищает». «Есть ситуации, которые вызывают в людях отчаяние и страх. Проходит время, отчаяние, вроде, уходит, но страх остаётся – именно это и есть травма, преодолеть которую нам помогают психологи».
Думы после тренинга Беседа с психологом, консультации периодически необходимы всем. Говорят: провидение посылает человеку столько испытаний, сколько он в силах вынести. Наверное, так и есть, но, когда человеку предстоит перенести большую боль, ему трудно разумно мыслить и рассуждать. В своё время, оказывается, наша гостья психолог пережила большую боль. У неё на войне одновременно погибли брат и отец. И представить трудно, но она вынесла. По - другому нельзя было, ведь жизнь продолжается только в том случае, когда люди, с Божьей милостью, побеждают боль и испытания... Один наблюдательный человек сказал: «В жизни главное не то, где мы находимся, а то – куда мы стремимся. Никто никогда не выбирает – где и как начать жить, но чем старше мы становимся, тем больше имеем возможности сделать выбор». Исходя из этого, каждый из нас должен научиться сделать подходящий для себя выбор и, как нам сказали на тренинге чеченские психологи, выбирать вместе с растением (жизнь) право на украшение (любовь), оружие (самозащита) и предмет быта (потребность); научиться не только преодолевать стресс, но и избегать его, хотя, каждый согласится со мной, если скажу, что не так то это легко... Об авторе Нато Чхортолия – журналист, сотрудничает с фондом "Сухуми", Кутаиси
|