НЕ МОЛЧИ!
Медея Гогсадзе
фото из архива группы "Не молчи"
Проблема насилия над женщинами не потеряла актуальности даже на стыке тысячелетий. Думаем не лишнее вспомнить об этом именно в мартовском номере нашего издания. Больше всего говорят и пишут о насилии в семье. Между тем, женщина не застрахована от насилия и на работе, на улице, на отдыхе и т.д. А о таком его виде как изнасилование, в странах с традиционным укладом почти не говорят. Более того, это самая стигматизированная форма насилия над женщинами. В древнем мире обесчещенную женщину убивали. Теперь появилась возможность наказать насильника по всей строгости закона. Однако закон этот зачастую не работает. Причина проста: вокруг изнасилованной женщины формируется негативный фон домыслов: по видимому, сама была недостаточно скромной и спровоцировала насилие. У пострадавшей появляется чувство вины, которое заставляет ее молчать. И закон превращается в фикцию.
НЕ ЖЕРТВА, НО КАРАЮЩИЙ МЕЧ
Грузия не является исключением из правила. Даже слово «гаупатиуреба» переводится как «лишение чести». По мнению ветерана женского движения и бывшего народного защитника Наны Девдариани, это четкий показатель стигматизированности проблемы. Даже близкие пострадавшей склонны усомниться в ее невиновности и предпочитают молчать. Зато семья насильника солидарна с преступником, в котором видит, в лучшем случае, нашкодившего мальчишку. Если дело все же доходить до суда, он превращается в дополнительный инструмент унижения жертвы. Автор этих строк видела сама: мамаши посылали воздушные поцелуи сыночкам, развалившимся на скамье подсудимых, а в перерыве издевались над жертвой: надо же, как наши мальчики снизошли до такой «уродины»! Иногда все заканчивается «компромиссом» – браком насильника с жертвой. И никого не волнует, какая атмосфера сложится в подобной «семье». Следует с сожалением отметить: повсеместно в материалах по изнасилованиям отражены беспомощность женщин, наглость насильников и стигматизированную реакцию общества.
Однако времена изменились и порой женщины не желают опускать голову. Они не желают оставаться жертвами и становятся карающим мечом. Социальные сети хорошо отражают эту тенденцию. Уже многие месяцы сотни тысяч пользователей фейсбука наблюдали за перипетиями драмы разыгравшейся в Казахстане. Летом прошлого года жительницу города Есик Жибек Мусинову, жесточайшим образом изнасиловали четверо молодых людей. Однако, она не захотела молчать. Семья тоже не захотела смириться с патриархальными устоями и твердо подставило ей плечо. Жибек поддержало также движение #НеМолчи, цель которого – защита жертв сексуального насилия. Это настолько замечательный факт, что мы решили рассказать нашим читателям подробнее. Жибек Мусинова любезно согласилась побеседовать с нами:
- Дело не только во мне. У меня растет дочь и кругом много женщин, которые тоже могут стать жертвами насилия. Горжусь семьей, которая меня поддержала. Соседи, друзья и одноклассники тоже встали со мной рядом. Однако нашлись люди советовавшие забрать заявление: мол, не ломай парням жизнь. Они просто отступились – каждый ведь может ошибиться! Убеждали даже взять деньги: все равно, мол, ничего не добьешься. Адвокаты обвиняемых на суде задавали непристойные вопросы. Однако, суд мы выиграли. Я подала исковое заявление и против родственников этой четверки – за угрозы, клевету и оскорбления. Не удивляюсь, что при таком воспитании эти парни выросли насильниками.
А вот что сказала член Алматинской областной коллегии адвокатов и экспертного совета комиссии по правам человека при президенте РК Айман Умарова, представляющая в суде интересы пострадавшей:
- Выиграть это дело было для меня вопросом чести. Казахские женщины до этого времени стыдились открыто говорить, что подверглись сексуальному насилию. Насильники делали ставку на т.н. «уят», средневековое понимание стыда и позора. Их поддержали и правоохранительные органы: отпустили домой на той же машине, дав возможность ее отмыть и уничтожить важнейшие улики. Следствие пыталось все подогнать к добровольному сексу. Уят – лишь одна сторона проблемы. Многие пострадавшие просто не могут себе позволить взять опытного адвоката. Это недешево. У меня в этом деле не было финансового интереса, но в будущем женским организациям следует подумать о создании фонда поддержки для жертв насилия. Есть другая, не менее важная сторона вопроса. Адвокаты редко видят в таких делах общественную сторону. Понадобятся тренинги, чтобы пробудить в них гендерную сознательность.
ЗЛО ПОБЕЖДАЕТ ЧЕРЕЗ МОЛЧАНИЕ
Движение #НеМолчиKZ зародилось 9 июля 2016 года, когда будущий учредитель Дина Смаилова выложила пост о пережитом в юности насилии. На свадьбе одного из друзей одноклассники подлили ей в лимонад наркотическое средство. К сожалению, у матери не хватило мудрости отреагировать адекватно. Она увезла «опозорившую» их дочь в съемную квартиру и оставила один на один с бедой. Девушка замкнулась в себе. Замуж вышла в 24 года, но спустя пять лет убежала от мужа. Пятнадцать лет прожила одна. Кроме дочери и работы в ее жизни ничего не осталось. Мужчины? Табу! Рестораны и алкоголь? Табу! Красиво выглядеть? Табу – вдруг понравлюсь кому-то?! Все эти годы она себя чувствовала, мягко говоря, идиоткой, которая по пьяни переспала с одноклассниками! И носила весь этот груз в виде комплексов и лишних килограммов. Дина пошла к психологу лишь в 45 лет. Он помог ей понять: и работа, и профессиональные успехи были лишь попыткой вымолить прощение за ту самую «вину». И, наконец, Дина прозрела: не следует унижать себя: мол, я сама виновата, такая я никому не нужна и т.д. Она покончила с депрессией и похудела почти на 30 кг. Сейчас это эффектная, уверенная в себе женщина, которая твердо решила быть счастливой:
- Моей целью было донести до женщин необходимость противостояния насилию. Нельзя жить с необоснованным чувством вины. Молчание вернется в виде неудач, болезней и комплексов. А вот мои насильники всю жизнь прожили безнаказанно. Они наверняка еще кого-то обижают. Чтобы прорвать этот заколдованный круг следует нарушить молчание – ради себя и своих дочерей. На мой призыв откликнулись множество женщин. Оказывается сколько у нас скрытой от посторонних глаз боли и душевных ран! Вот тогда-то было решено сделать масштабную казахстанскую акцию с хештегом #НеМолчи! В этот период ко мне обратилась Жибек. Она переживала жесточайшую травлю. Необходимо было ее поддержать. По ходу Жибек стала соучредителем нашего движения.
Дина Смаилова показала всему миру: никогда не поздно взять судьбу в свои руки. Теперь команда #НеМолчиKZ состоит из более тридцати активистов, в большинстве своем либо жертв сексуального насилия, либо их родственников. Благодаря движению жертвы сексуального насилия получили медицинскую, психологическую помощь, адвокатскую поддержку и выиграли судебные процессы. В 2016 году состоялось всего семь судебных процессов.
ПОРА #НЕ МОЛЧАТЬ И В ГРУЗИИ
Президент НПО GenderMediaCaucasus Journalists' Association Галина Петриашвили преклоняется перед мужеством казахских женщин отстаивающих своих права в очень непростой, даже опасной ситуации. Она уверена, в Грузии также необходимо поднять тему изнасилований. В период военных конфликтов сексуальному насилию подверглись множество женщин. И они до сих пор живут с этой травмой. В мировом рейтинге по изнасилованиям Грузия занимает девяносто второе место. Согласно данным МВД в 2013г. в Грузии были зафиксированы семьдесят девять изнасилований, в следующем году эта цифра снизилась до двадцати восьми случаев. Остается только гадать, какая картина скрывается за этими цифрами. Проявившаяся тенденция убийства жен скорее свидетельствует об усилении мизогинных импульсов. На таком фоне логичнее предположить возрастание количества изнасилований. Ведь изнасилование – это скорее способ «опустить» женщину, чем решить сексуальные проблемы. Жертвам сексуального насилия пора #НеМолчать и в Грузии. Думаю, Казахстанский опыт будет для нас не лишним.
Именно молчанием женщин объясняет низкую статистику представитель женского движения Байя Патарая. Побороть стигму вынуждающую молчать можно через всеобщие усилия. К примеру, с помощью движений типа #НеМолчи. Байя Патарая напомнила о довольно нашумевшем случае изнасилования в Зугдиди, когда именно через объединенные усилия неправительственного сектора удалось добиться общественной поддержки. А вот по мнению Наны Девдариани не стоит автоматически перенимать даже положительный опыт. Вопрос этот требует предварительного изучения. Надо действовать параллельно с постепенным осознанием людьми необходимости реагирования. И тогда уже можно организовывать движение, оказывая пострадавшим не только юридическую, но также психосоциальную и медицинскую помощь. Нана Девдариани также подчеркивает: превенция изнасилований гораздо важнее, чем реагирование не постфактум. Необходимо создать в обществе фон непримиримости против насилия.
|