МЕДИА-РАБЫНИ итоги GMMP: женское большинство в журналистике по-прежнему рассказывает в основном о мужчинах
Николай Сухомлин, Украина фото Галы Петри
По данным отчета Global Media Monitoring Project (GMMP), женщины все чаще представлены в СМИ, но, в целом, им по-прежнему уделяется недостаточно внимания. Всего 24% тех, у кого СМИ берут интервью и о ком они пишут, - женщины. В отчете 1995 г эти данные составили 17%. Только 16% материалов СМИ целиком посвящены женщинам. Предварительный отчет "О ком сообщают в новостях?" основан на анализе присутствия женщин в новостях в один и тот же день - 10 ноября 2009 г в 42 из 130 представленных в отчете стран в Африке, Азии, Латинской Америке, странах Карибского региона, на островах Тихого океана и в Европе. Окончательная версия отчета, основанная на данных из всех 130 стран, будет представлена в сентябре 2010 г. В отчете проанализоровано 6902 новостных материала и 14044 темы новостей, включая людей, с которыми проводились интервью. В данный отчет не включены новости, опубликованные в Интернете: они будут включены в окончательный отчет.
Исследование показало, что 27% радионовостей подготовлено женщинами: таким образом, было установлено, что на радио женщины представлены меньше, чем в любых других СМИ. Например, в газетах 35% материалов готовится женщинами. Аналогичная тенденция наблюдается и в новостном контенте: о женщинах пишут чаще в разделах, посвященных искусству, развлечениям и образу жизни, в отличие от разделов, посвященных политике, экономике и криминальной хронике, которые больше фокусируются на мужчинах. В разделах, посвященных науке и здоровью, упоминание о женщинах увеличилось с 22% в 2005 г до 37% в этом году. Часть отчета посвящена освещению стереотипов: женщины в пять раз чаще мужчин изображаются СМИ в кругу семьи: в первую очередь, как жены и матери. В то же время в Латинской Америке самое большое количество - 14% материалов - опровергают стереотипы, и самое маленькое число - 24% материалов - следуют стереотипам. В отчет также включены кейсы (исследования отдельных случаев): среди них материал, посвященный Мишель Обаме, опубликованный в Дании и изображающий ее в духе традиционных стереотипов о женщинах, и статья из газеты в Зимбабве, рассказывающая о сельских женщинах. В отчете говорится о необходимости введения в учебный план факультетов журналистики предметов, которые помогут будущим журналистам разобраться в гендерных вопросах и, в результате, это сделает новости более сбалансированными. В отчет также включены источники и региональные справочники женщин-экспертов: эти материалы помогут авторам готовить материалы о женщинах-специалистах. Отчет GMMP стал результатом Пекинской Декларации, принятой в 1995 г на четвертой Конференции ООН по вопросам женщин, которая призвала к увеличению участия и доступа женщин к СМИ и сокращению стереотипов о женщинах в СМИ. Проект реализуется при поддержке Всемирной ассоциации христианской коммуникации (WACC) - международной общественной организации, которая пропагандирует социальные изменения путем коммуникации и находится в Канаде и Великобритании. Отчет можно прочитать здесь. http://www.whomakesthenews.org/images/stories/website/gmmp_reports/2010/gmmp_2010_preliminary.pdf
Николай Сухомлин - медиа-эксперт Гендерного информационно-аналитического центра "КРОНА", г.Харьков, Украина press.krona@gmail.com krona@rider.com.ua