КАК ЕГО ГРАМОТНО ПОДНИМАТЬ И ОПУСКАТЬ пора учиться этому временные разрешения и квоты - кормушка для коррупционеров интервью со Константином Ромодановским Евгения Дылева, Россия фото Галы Петри
Глава ФМС Константин Ромодановский, представляя 16 апреля новую концепцию государственной миграционной политики, заявил о том, что следует отменить оформление разрешений на временное проживание для иностранных граждан. Кроме того, он выступает за отмену квоты на трудовых мигрантов: — Это не единоличное мнение, результат работы многих экспертов. На получение российского гражданства уходят годы, причем часто человек вынужден подавать одни и те же документы. Такой механизм не исключает коррупции. Неэффективным можно считать и квотирование. Думаю, ограничению могут подлежать потоки низко квалифицированной рабочей силы и, отчасти, среднеквалифицированной в тех регионах, где в достатке собственные кадры. Грамотная миграционная политика предполагает дифференцированный подход (напомню, в Россию можно приехать и вне квоты — по патенту).
— На каких принципах, по вашему мнению, должна строиться грамотная миграционная политика? — Без миграции не обходится ни одна страна, надо грамотно поднимать и опускать шлагбаум. Причем следует исходить из того, что этот постоянный процесс должен быть экономически выгоден всем его участникам. Прежде всего, надо помнить: миграция — один из основных ресурсов развития экономики. Но при этом принципиален такой аспект: въезжая в другое государство, гражданин приобретает определенные права, и хорошо бы, они находились в равновесии с обязанностями. Возможность длительного пребывания в России должна быть уравновешена с обязанностью выехать, если человек нарушает те или иные требования. Мне кажется, такие позиции важны для регулирования процессов миграции не только у нас — в любом государстве.
— Какой вариант приема мигрантов вы считаете наиболее объективным? — Прибывающий к нам гражданин заполняет анкету, в которой указывает возраст, уровень знания языка, навыков, опыта, возможности трудоустройства. На мой взгляд, целесообразно оценить эти критерии, в зависимости от потребностей России, и выставить «проходной бал», не прибегая к услугам некой комиссии, решение которой может зависеть от настроений какого-нибудь чиновника.
— Правозащитники настаивают на том, что процесс регистрации прибывающих должен быть максимально упрощен, но проблемных ситуаций более чем достаточно… — Законодательство корректируется. Вместе с органами исполнительной власти дорабатываем варианты свободного, без каких-либо дополнительных элементов контроля, получения вида на жительство.
— Острую реакцию вызвали проблемы, связанные с регистрацией иностранных граждан. Недавний факт: петербургская полиция обратила внимание на две квартиры Красносельского района, где в течение последних трех лет зарегистрировались 2850 гастарбайтеров… — Механизм регистрации не поменялся. Тем не менее, обсуждение вопросов, связанных с регистрацией иностранцев по месту жительства, получило странное толкование с тех пор, как была предложена упрощенная процедура регистрации граждан через единый портал в электронном виде. На сайте ФМС заполняется бланк с указанием адреса и паспортных данных владельца квартиры, без согласия собственника жилья регистрация запрещена. Электронные услуги были задуманы для того, чтобы обеспечить прозрачность, не позволить на одном адресе прописать «легионы» иностранцев. Петербургский случай, на мой взгляд, только подтверждает необходимость владеть информацией, а при помощи Интернет – ресурсов добиться этого проще.
— Как в целом оцениваете петербургскую ситуацию? — Честно скажу, от Петербурга жду большего результата. Мне нравится то, что в городе действует единый центр документов. Это более современный, цивилизованный способ работы. Но остается значительный контингент нелегалов, сидящих за закрытыми дверьми, на садовых участках.
— Усилия службы направлены на «охоту» за нелегалами, но очевидно, что нелегальная миграция практически бессмертна, и будет существовать, пока бизнесу крайне выгодна дешевая рабочая сила… — Думаю, официальные цифры убедительно доказывают, насколько велика проблема. Сейчас в Российской Федерации находится примерно 8,5 млн. иностранных граждан. Около 2 млн. из них живут и работают на законных основаниях, имеют разрешение на работу, патент. Примерно 2 млн. лечатся, учатся или находятся в гостях. Вот и считайте… Границы на замок не закроешь, и надо думать, прежде всего, используя законодательные, правовые методы, как вывести из тени нелегалов, число которых, как мы понимаем, очень велико. И отечественный, и международный опыт (в том числе, французские новеллы о миграции), доказывают: только прозрачный рынок труда ставит заслон нелегальной миграции. Самый трудный вопрос: как добиться прозрачности.
— Как вы относитесь к сообщениям о якобы массовых преступлениях, совершаемых в нашей стране иностранцами? — Они не соответствуют действительности. На долю иностранных граждан приходится только 3 — 3,5% преступлений по России. Причем примерно треть преступлений, совершаемых мигрантами — использование заведомо подложных документов.
— Случается, переселенцы из бывших республик Союза, по 10-15 лет не могли, а иные до сих пор не могут, получить российское гражданство. Среди них, например, люди, которые в указанное ФМС время, заменить паспорта СССР — на российские. Это государственная проблема… — Ряд непростых моментов заставляет миграционную службу по-особому относиться к таким ситуациям. Думаю, к каждой из них надо подходить индивидуально.
— Какой документ наиболее полно отражает тенденции современной миграционной политики? — Концепция государственной миграционной политики, над которой работает правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Этот документ требует серьезного мониторинга ситуации и в полной мере должен отвечать на вопросы, связанные с миграцией оседания, временной занятостью, квотированием, учебной, академической миграцией и так далее, его собираемся вынести на общественное рассмотрение и обсуждение. В том, что это необходимо сделать, убеждает такой факт: по объему привлечения иностранных мигрантов Россия в этом году вышла на второе место, уступив только США. А демография России такова, что к 2030 году население страны, по прогнозам Росстата, может сократиться почти на 4 млн. человек. Причем жителей в трудоспособном возрасте станет меньше на 11 млн. человек.
|