ПОЕЗД ИЗ ДУШАНБЕ Александр Желенин, Россия фото: Таджикский Центр по правам человека
В Москве почти совпали по времени две пиар-акции примерно одного плана. 14 апреля прошел хиловатый (по численности) митинг против миграции из Средней Азии, а 15 апреля вице-премьер российского правительства, куратор отечественного ВПК Дмитрий Рогозин вместе с главным санитарным врачом России Геннадий Онищенко неожиданно нагрянули с санитарно-гигиенической инспекцией в поезд Душанбе-Москва.
Организаторы митинга сетовали после в интернете после его проведения: «почему нас так мало?». Действительно сотня человек под плакатами, изображающими трудовых мигрантов в виде гидры о трех головах, для зараженного вирусом ксенофобии мегаполиса, действительно как-то маловато… То ли он все-таки не настолько заражен этим вирусом, как нам показывают соцопросы, то ли еще что… Рогозин по результатам своей неожиданной инспекции поезда из Душанбе пообещал не пускать таджиков в Россию по внутренним паспортам.
В любом случае, оба эти публичные мероприятия коррелируют с регулярно озвучиваемыми предложениями, исходящими от российских политиков самых разных оттенков и направлений, о введении виз со странами Средней Азии. В связи с этим, мы поинтересовались у некоторых экспертов по этой теме, зачем в очередной раз будируется эта тема, насколько она отвечает реальным запросам российского общества, что даст возможное введение виз и чем на деле оно может обернуться.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана института стран СНГ Андрей Грозин согласен как с тем, что запрос в российском обществе на введение виз со странами Средней Азии имеется, так и с тем, что этот запрос в значительной степени искусственно педалируется определенными силами. По словам Грозина, в российской политической системе есть силы, заинтересованные в постоянном будировании антимигрантских настроений. «Эти силы будут и впредь предпринимать шаги, как вне, так и внутри России, для того, чтобы пустить под откос, торпедировать процесс выстраивания некоего нового мирового экономического центра в Евразии, каковым в Кремле мыслится Евразийский союз», - считает Грозин. По словам эксперта, его удивляет, как в антимигрантской риторике консолидируются совершенно разные на первый взгляд политические силы – от ультранационалистов до ультралибералов. «И те, и другие говорят о необходимости создания железного занавеса, с тем, чтобы отгородиться от Средней Азии, как будто это технически реализуемо», - отмечает Грозин. «Опыт США показывает, что если рядом с вами имеется нищий сосед, который за гроши готов работать на сопредельной территории, он обойдет любые кордоны и все равно просочится в страну, после чего придется поступать, как президент Обама, – пытаться легализовать эти миллионы непонятно как проживающих в стране людей», - говорит эксперт. По его мнению, «та антимигрантская истерия, которая развивается в России два последних года, не имеет под собой особых оснований. Большинство мигрантов из Средней Азии не собираются оставаться в России – заработают и уедут, остальные же ассимилируются».
Возможное введение виз со Средней Азией – стало бы мерой, противоположной интеграционным процессам на пост-советском пространстве, поддерживает его эксперт российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Комментируя инспекцию поезда Душанбе-Москва, неожиданно проведенную Рогозиным, Куртов отметил, что трудовая миграция из Средней Азии в Россию не входит в его компетенцию. «Рогозин имеет отношение к военным объектам Российской Федерации в Таджикистане, вокруг которых таджики устраивают торг, а также к поставкам в эту страну продукции военно-технического назначения, однако это не означает, что ему кто-то дал карт-бланш на все остальное, в том числе, и на курирование вопросов миграции», - заметил Куртов. Что касается предложений о введении визового режима со странами Средней Азии, то это достаточно сложная проблема, не имеющая однозначного решения, считает Куртов. Эксперт напоминает, что нынешний президент России пришел к своему президентству во многом «на волне идей о создании Евразийского экономического союза, то есть, попытки по-новому стянуть пост-советское пространство». В то же время, полагает Куртов, «введение визового режима /со Средней Азией/ - это продолжение той политики, которая велась в 90-е годы, когда интеграционные скрепы между бывшими союзными республиками не укрепляли, а последовательно ликвидировали». «Если вы вводите визы, то эта мера противоположна интеграционным усилиям», - говорит эксперт.
Ввести визы со странами Средней Азии технически несложно, но не факт, что нужно. Такое мнение высказал «Росбалту» директор проектов фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский. «Технических проблем для введения визового режима со странами Средней Азии нет, другое дело, что никаких проблем трудовой миграции этот шаг не решит», - считает Московский. По его мнению, введение виз со странами Средней Азии стало бы всего лишь «красивой пиар-акцией». По словам эксперта, визы лишь на время снизили бы поток трудовых мигрантов, после чего этот поток возобновился бы в прежнем объеме. Реальной задачей, считает Московский, является улучшение эпидемиологического контроля, наркоконтроля на южных границах, контроля за законопослушностью мигрантов. Однако, уверен он, имеющейся законодательной базы для этого достаточно. По мнению эксперта, с введением виз со странами Средней Азии, Россия, с экономической точки зрения, возможно, потеряла бы и не слишком много. Однако, на его взгляд, «это как если у человека отрубить фалангу одного пальца – вроде и не большая потеря, но зачем это надо?».
...Подытоживая краткий обзор этой очень большой и непростой темы, не могу не привести некоторых цифр.
В 2010 году мигранты отправили домой из России $17-18 млрд. А произвели продукции и услуг в РФ примерно на $100 млрд. То есть, в пять раз больше, чем отправили на Родину. Если учесть, что около половины всех трудовых мигрантов в России составляют выходцы из Средней Азии, то примерно половина из этих $100 млрд – это их вклад в экономику РФ. И это, не считая тех средств, которые они вложили в российскую экономику как потребители - на оплату питания, жилья, транспортных услуг и т.д. Может, для нашей экономики эти $50 млрд и есть та самая «фаланга пальца». Может, мы и готовы ее отсечь, только зачем? А если нет, тогда зачем эти антимигрантские пиар-акции? В общем, можно было закончить эту статью таким вот красивым риторическим вопросом. Но честно говоря, мне это не очень нравится. Для меня всегда важнее содержательная, а не стилистическая сторона любого вопроса. Поэтому превратим этот вопрос из риторического в конкретный. Ответ будет такой: Подобные антимигрантские акции отвечают запросам абсолютного большинства москвичей и россиян в целом. Мы это прекрасно понимаем. Потому что на протяжении двадцати с лишним лет наблюдаем, как власть предержащие в России регулярно делают своим гражданам инъекции ксенофобии. На протяжении этого времени, это была чрезвычайно важная часть их (власть предержащих) работы. Ведь социальное напряжение и социальная ненависть обобранных и сбитых с толку людей аккуратно перенаправлялись на других, на чужих, "нерусских". Что касается виз со Средней Азией, то в обозримом будущем вводить их скорее всего не будут. Это подтвердил президенту Таджикистана Эмомали Рахмону и глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Больше того, Степашин заверил Рахмона, что и железнодорожное сообщение между Россией и Таджикистаном перекрывать не будут. То есть, приходится констатировать, что кавалерийский наскок Рогозина на поезд Москва-Душанбе, скорее всего, лишь часть его пиар-компании. Рогозин очень хочет в президенты. Это понятно. Он считает, что знает свой электорат и работает на него. Другое дело, что означает эта его последняя акция на московском вокзале? Начало его предвыборной кампании? Тогда вопрос: не рановато ли он стартовал? А может, его пиар-акция согласована с Путиным? Точнее, может ли она быть с ним не согласована? Тогда это другой коленкор, хотя и вполне традиционный для обоих. В общем, хотел без риторических вопросов, но с нашей византийской политикой без них, видно, не обойдешься.
|