КОМУ НУЖНЫ ПРАВА ЖЕНЩИН? никому, кроме них самих Катарина Витнесс, Чехия/Узбекистан фото Умиды Ахмедовой, Узбекистан
- О, пожалуйста, пожалуйста, вы нужны нам - приезжайте и защитите нас!, - женщина почти кричала, пытаясь преодолеть своего мужа, который не давал ей говорить. Мужчина, глядя на нее волком, потянул в сторону и начал быстро говорить с ней по-узбекски, чтобы я не поняла. - В нашей стране все хорошо! - он вдруг перешел на русский, медленно поворачивая ко мне. - У нас замечательный президент и в связи с этим хорошее качество жизни. Чего еще вы хотите? - Мы не имеем никаких прав! У нас даже нет возможности узнать о них! - опять воскликнула женщина и посмотрела на меня с отчаянием. Когда ее муж отошел, она поспешно подошла ко мне. - Он нормальный, он просто пьян, - прошептала быстро. - Вот смотрите, когда женщина хочет развестись, она не имеет абсолютно никаких прав, не знает, к кому обратиться за советом. Муж легко получает право на воспитание детей и обычно забирает их к себе, а жена даже не знает, где они и как с ними связаться. Это произошло со многими женщинами, которых я знаю! Как можно позволить, чтобы ребенок рос без матери? Как можно сказать ему, что мать бросила его?! Она нервно продолжала: - Я из Ташкента, столицы, культурного центра - но мои права нарушаются постоянно, - а что происходит в кишлаках? И никто этим не интересуется! Мы постепенно превращаемся в полицейское государство, и чем меньше женщины знают свои права, тем лучше для правительства. Если не знают, то не станут и требовать! - Женщина почти плакала. Ее монолог остановил подошедший муж, велел идти за ним. - До свидания, - прошептала она. Я действительно надеюсь, что вы начнете здесь работать.
В основном, законодательства стран Центральной Азии выглядит на бумаге просто здорово. Конституция Узбекистана запрещает все формы дискриминации и говорит, что мужчины и женщины имеют равные права. На самом деле патриархальные тенденции очень сильны, они до минимума снижают возможности женщин в семье и в обществе, мужчина считается главой, единолично принимает важные решения. Узбекские женщины подвергаются всем формам дискриминации, включая принудительные и ранние браки, а также многоженство. Отсюда разнообразные формы насилия.
У Гульноры и ее сестры Нигоры гостиница. - Сегодня я видела моего сына - Гульнора вздохнула и опустила глаза. - Я сказала ему, чтобы он передал привет своему деду - моему бывшему свекру - но сын отказался. Видите, он даже не хочет со мной общаться, - добавила она. Мы сидели во дворе их гостиницы и пили чай с домашним варением. - Я решила развестись с мужем четыре года назад, после многих лет унижения и насилия. Я не хотела, чтобы мой сын видел это, и подала на развод. Она говорила спокойно, положив голову на плечо своей сестры. - Я сделала это обдуманно и честно, во благо сына. Я не консультироваться с адвокатом, потому что не могла себе это позволить, да и какой адвокат будет разговаривать с женщиной, желающей развестись? У Гульноры не было большой надежды на суд, но она испытала настоящий шок, когда узнала, что 10-летний сын должен остаться с ее бывшим мужем. - Ему в то время было 10 лет, его легко было обработать, и он сейчас действительно верит, что я его бросила - добавила она. Теперь сыну 14, и он живет в трех кварталах от Гульноры, но она редко видит его. - Я боюсь, что я его потеряла - говорит она со слезамию - Для него я навсегда останусь плохой матерью, которая отказалась от него. Я только надеюсь, что он не будет похож на своего отца. В отличие от Конституции, узбекский Семейный Кодекс от 1998 года даже в теории не слишком защищает права женщин, особенно при разводе. Суды, как правило, оставляют ребенка матери, но накладывают определенные ограничения. В то же время отец считается "естественным опекуном" своих детей и может обжаловать решение суда. Кроме того, если он докажет, что мать живет далеко, он может добиться того, что ребенок остается с ним. Узбекистан также разработал систему «махаллинских комитетов», которые решают ежедневные семейные вопросы. И хотя эти решения не имеют юридической силы, комитет может не поддержать женщину требующую развод, и тогда она столкнется с серьезными трудностями. У Нигоры тоже есть что рассказать. Испытав насилие и унижение со стороны мужа, она решила развестись. - Не было речи про признание опеки мне или ему, потому что нашей дочери уже исполнилось 18 лет. Тогда он сказал, что убьет меня и ее, если я с ним разведусь. К счастью, она как раз собиралась поступать в университет, и я послала ее учиться за границу. Сейчас дочь Нигоры учится на третьем курсе, и пока в родной Узбекистан не возвращалась. Нигора посетила ее один раз. - Теперь у меня есть еще одна причина бояться за нее. Она учится на юриста и хочет вернуться домой, в Узбекистан, защищать права женщин. Я опасаюсь репрессий и со стороны отца, и со стороны правительства. Обе сестры отказались комментировать текущую политическую ситуацию. Нигора поспешно вернулась к работе, а Гульнора все же упомянула Музей Истории и Искусства Узбекского Народа. Одна из самых популярных туристических достопримечательностей, он был разрушен по прихоти некоторых чиновников. - Они сделали это просто так! – воскликнула она - Музей им оказался не нужен, и они просто уничтожили его, необразованные хамы! Время покажет, какое будущее ждёт людей в Узбекистане, особенно женщин. Очевидно, что патриархат усиливается. Как говорит Гульнора, права женщин ждет такая же участь, что и разрушенный музей: - Они уже решили, что права женщин никому не нужны, поэтому они быстро уничтожают то, что еще остается.
Об авторе. Катарина Витнесс работает в одной из международных организаций в Центральной Азии. Реальное имя заменено псевдонимом, имена в тексте также изменены
|