Вторник
16.04.2024
14:57
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2012 » Март » 28 » против регресса и дискриминации
    17:16
    против регресса и дискриминации
    PUSSY RIOT И МЫ:
    кто из нас феминист и насколько?

    этот вопрос отходит на второй план
    Анна Зобнина, Крит
    фото из интернета


    В истории Pussy Riot, с точки зрения гендерного анализа, существуют два важных момента: появление самой группы и ее место в общественных процессах; и реакция на перфоманс Pussy Riot - дискурс, развернувшийся вокруг этой акции.

    Pussy Riot как ЯВЛЕНИЕ
    Группа Pussy Riot заявила себя феминистской и очевидно, что не каждый согласится с их способами постановки вопроса и способами выражения. Эта реакция нормальная и показательная для самого феминизма. Не вдаваясь в диалектику движения за права женщин, со всеми его внутренними противоречиями, по определенным фактам, имеющим место в данный момент, можно сказать, что заявление  группы о себе как о феминисткой далеко не безосновательно и никто не в праве лишить их этого статуса.

    Анализ ДИСКУРСА О PUSSY RIOT
    С момента акции в храме и до настоящего момента идут бурные дискуссии об акции и о группе. Оценку происшедшему выносят: 1. Представители РПЦ, 2. Политики, 3. СМИ,  4. Художественные круги, 5. Активисты.
    При поверхностном анализе очевидно, что среди аналитиков  женщины составляют всего 5-20% - явление для РФ нормальное, учитывая монополизацию «общественного мнения» мужчинами. Причем происходит двойное исключение женщин из общего дискурса:

    1.  Женщины исключены структурно – институт «женщины», который обычно представлен женскими организациями, в дебатах отсутствует. Это указывает на то, что либо нет самого института, либо что у него нет собственного мнения.
    2. Внутри структур, выносящих публичную оценку событиям, связанным с Pussy Riot, женских голосов также практически нет, а если есть, то в подавляющем большинстве они четко вписываются в рамки доминирующего патриархального дискурса. Самыми яркими примерами являются коллективное заявление Русских Православных Женщин и программа «Госдеп-2», выходящая в рамках проекта «Сноб», считающегося прогрессивным, где из 9 спикеров было 8 мужчин и только одна женщина, призывающая сердца к смягчению.

    В прессе, освещающей акцию Pussy Riot, а также в публичных заявлениях, сделанных в качестве реакции на нее, не был представлен ни один серьезный феминистский/гендерный анализ происходящего. Ни одной статьи, ни одного выступления с четко выраженной позицией. Помимо внутренних дискуссий, ни одна феминистская организация не сделала открытого заявления. Под заявлением я не имею в виду реакцию на то, что группа уголовно преследуется, девушки находятся в тюрьме и над ними идет публичная расправа.

    С точки зрения качественного анализа всех дебатов, акция группы, как и сама группа, рассматриваются во всевозможных категориях (религиозно-этических, правовых, художественных, политических), за исключением аспектов гендера и феминизма. Женский вопрос если и затрагивается, то не с позиции прав женщины и дискриминации, а в контексте  нарушения норм, определенных в рамках традиции.

    Качественный анализ показывает: дискуссии, развернувшиеся вокруг акции, носят (помимо других традиционно дискриминационных практик) ярко выраженный патриархальный и женоненавистнический характер, который проявляется в типичных для него аргументах:
    •о женском моральном позоре (выход за традиционные рамки морали, очерченные для женщины)
    •о материнском позоре (изобличение девушек в материнской недобросовестности)
    •о сексуальном позоре (выход за допустимые рамки сексуальности)
    •аргументы о патологизации девушек как субъектов не мылящих, но живущих импульсами и эмоциями
    •широкое «разоблачение» феминизма как такового
    •возложение двойной и тройной ответственности на женщину (семья, государство, мораль) и пр.

    В развернувшихся дискуссиях мы можем наблюдать насилие над женщиной в ее типичных проявлениях. Насилие выражается на всевозможных уровнях, начиная от вербально-психологического (шлюхи, дуры, девки), до государственного (угроза лишить материнских прав) и концептуально-теоретического (нарочитое исключение Pussy Riot из парадигмы феминизма, завышенное внимание к тому, является ли группа частью искусства или нет. Главное в этом пункте - подозрение в несамостоятельности девушек – разыскиваются некие организаторы - в лице, конечно же, мужчин, которые стоят за этой акцией).

    Очевидно, что девушек, заключенных под стражу, и группу Pussy Riot в целом, судят и осуждают не только как явление оппозиции власти и противостояния церковному фундаментализму, но и как институт женщины, представляющей эту оппозицию и неожиданно дерзко вышедший за рамки церковно-государственного и общественного контроля. Будь та же акция совершена группой мужчин, реакция носила бы другие характеристики.

    Перед нами феномен: происходит общественно-правовой суд «мужчины» над «женщиной» в масштабах РФ. Вместе с Pussy Riot судилище идет над каждой женщиной. Многие из женщин, очевидно, согласны с правилами этого «процесса» и принимают в нем активную роль судей. Однако есть и те, кто хотел бы внести изменения в ход дела.

    С правовой точки зрения не играет роли, какое качественное наказание девушки могли бы или должны были бы понести за акцию в храме (административный штраф, 15 суток и т.д.), т.к. очевидно, что дело Pussy Riot вынесено за пределы правового дискурса и не рассматривается в рамках правосудия самим же правосудием.  Об этом говорят все правовые нарушения, начиная  c закона о 48 часах содержания под стражей подозреваемых - до отказа в принятии петиции без заверения подписей нотариусом и неадекватной жесткости мер пресечения – тюремное заключение до суда.

    Не имеет значения и вопрос о том, к какой ветви феминизма принадлежит Pussy Riot и являются ли они феминистками вообще. Обсуждение этой проблемы находится за пределами расправы, главной составляющей которой является стремление наказать Женщину, указать ей «место», ввести в желаемые рамки поведения. Тот факт, что группа выступала под лозунгом феминизма, дает лишний повод изобличить и без того ненавистный всем феминизм. При этом реальные феминистки, вместо того, чтобы дать консолидированный отпор, ведут внутренние дебаты.

    НА ФОНЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО ВОЗНИКАЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС: ЕСТЬ ЛИ У ФЕМИНИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РФ И РЕГИОНА ЕДИНАЯ ПОЗИЦИЯ  ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ?

    Провокационность акции помешала женским организациям рассмотреть проблему комплексным  образом, через модель отношений: женщина - государство, женщина – традиция , женщина – общество, женщина – феминизм. Внимание сосредоточилось на эпатажности события, на отношениях человек – сакральность, человек – исторический монумент и «парадигме феминизма».

    Отсутствие ярко выраженной единой позиции феминисток играет на руку реставраторам патриархата в РФ. Его переукрепление прогрессирует на глазах – виде законодательного наступления на репродуктивные права или права меньшинств. Наступление патриархата очевидно на всем пост-советском пространстве и является частью общемировой тенденции.
    Наши права, завоевания предыдущих поколений женщин ставятся под вопрос и под удар. Сегодня мы стоим перед выбором: смириться или оказать сопротивление. Расправа над Pussy Riot – это причина и повод не только заступиться за конкретных женщин, но и выступить как консолидированная сила против регресса и дискриминации.


    Анна Зобнина - научный сотрудник в Средиземноморском Гендерном Институте Кипра www.medinstgenderstudies.org
    Категория: Практики сопротивления | Просмотров: 1839 | Добавил: Gall | Теги: женское движение региона, Pussy Riot, феминизм, пост-СССР | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]