ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЧУЖИМИ - комплексная цель интеграции мигрантов как ее достичь? интервью с Ириной Горшковой, экспертом по гендерным вопросам Региональной программы по миграции ООН Женщины Галина Петриашвили: текст, фото
- Концепция интеграции, разработанная под руководством покойной Еленой Тюрюкановой, отвечает на этот вопрос. Она комплексная, содержит несколько направлений, по которым предлагается оказывать содействие интеграции трудящихся-мигрантов в принимающее общество. Прежде всего концепция содержит ЭКОНОМИЧЕСКИЙ блок: вопросы доступа к рынку труда, преодоления дискриминации, доступ к профессиональной подготовке мигрантов, повышение квалификации и смена профессии и другое. В Концепции четко прописан СОЦИАЛЬНЫЙ блок – об этом много говорится на этой конференции, онкасается вопросов социальных гарантий в России. В особо сложной ситуации оказываются трудящиеся мигранты женщины. Их положение усугубляется проблемами, вытекающими из гендерного неравенства, например, домашнего насилия. Столкнувшись с этой проблемой в России, женщина-мигрантка фактически не может получить значимой социальной поддержки и помощи. Гражданки России сами могут рассчитывать на минимум услуг, например, пребывание в социальных гостиницах-убежищах - и то лишь по месту регистрации. Мигрантки же в лучшем случае смогут обратиться за консультацией по бесплатному телефону для жертв домашнего насилия. Вообще же – по опыту работы фондов, оказывающих консультационные услуги трудящимся мигрантам, известно, насколько латентными являются проблемы, связанные с гендерным насилием, как сложно об этом говорить женщинам-жертвам. Выясняются такие вещи по ходу уточнения проблемы, с которой приходит женщина, например, она хочет вернуться на родину, но не имеет средств. Но за этой внешне простой проблемой может скрываться то, что ей негде жить, потому что ее выгнал из дома брат ее гражданского мужа, у нее есть ребенок, ей угрожают. Мы мало знаем, что происходит внутри семей мигрантов, каково там женщинам, которые часто оказываются фактически в социальной изоляции.
- Получается, «неприкрепленным» женщинам где-то даже легче? - Я не могу сказать, что легче и что труднее. Это просто разная конфигурация проблемы. В первом случае она едет с мужем и оказывается полностью в его власти, изолированной от всей остальной жизни. Если женщина едет самостоятельно, она тоже не защищена от дискриминации со стороны работодателей, правоохранителей, мужчин-соотечественников. Яркая иллюстрация последнего –«патриоты» из Кыргызстана, которые показательно унижали своих соотечественниц за то, что те состояли в отношениях с мужчинами из других стран. Это пример патриархатного контроля со стороны мужчин, которые находят себя в праве демонстрировать свою власть над женщинами, наказывая их за «неугодный» выбор. Известно, кстати, что из Кыргызстана выезжает очень много молодых женщин. Часто, чтобы обезопасить, себя молодые женщины ищут защиту у мужчин – земляков, мигрантов из других стран, местных жителей. И в этих отношениях проявляются свои проблемы (даже если оставить в стороне риски насилия). Это - незащищенный секс и связанные с ним болезни (инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ), незапланированная беременность, осложнения в отношениях, проблемы с работой, заработком. Уязвимость в целом, а значит, угроза злоупотреблений, того же насилия. По приблизительным оценкам экспертов около 10 процентов трудящихся-мигранток в России беременеют, и более половины этих беременностей оканчивается абортом или выкидышем. Если женщина рожает, то часто вынуждена оставлять новорождённого в роддоме. Есть и печальные случаи детоубийств. Молодая незамужняя женщина, которая сохраняет ребенка, рискует столкнуться с неприятием со стороны своей родительской семьи. Хотя, наверно, этот «мигранткий» опыт сдвинет и уже сдвигает привычные культурные нормы, с той или иной скоростью происходят их пересмотры. Однако это проходит через драматические истории и судьбы многих женщин, которые на себе испытывают это столкновение жизненных реалий и традиционных взглядов.
- Все это замешано на заведомой виноватости женщины и заведомой индульгенции мужчине. С одной стороны, ханжество культуры, с другой – собственная безграмотность. Эти жернова уже перемололи судьбы тысяч женщин. - Эксперты много и справедливо говорят о необходимости предотъездной подготовки мигрантов. На мой взгляд, эта подготовка обязательно должна содержать гендерный компонент - и для женщин, для мужчин. Это хорошая возможность для гендерного просвещения по базовым вопросам, которые касаются физической, сексуальной, психологической безопасности женщин, готовности мигрантов к изменениям, в том числе к изменениям в сфере отношений между женщинами и мужчинами, в семье.
- Некоторые законодатели в том же Кыргызстане, как видим, видят выход в том, чтобы просто взять и запретить выезд девушек до определенного возраста… То есть совершеннолетнему человеку отказать в праве на передвижение. Довольно странная идея. К счастью, в самой стране у нее много противников, идет острая дискуссия по этому поводу. - Повторюсь, нужна предотъездная подготовка, а также работа с этими женщинами в стране пребывания. В рамках нашей программы были подготовлены брошюры для мигрантов, которые создавались именно с этими целями. Мы хотели сориентировать наших читательниц как по базовым вопросам, так и по тем, которые можно считать стратегическими гендерными потребностями, а именно тому, что позволяло укрепить личностный потенциал женщин, увеличить их автономию, ответственность за свою судьбу. Такая литература нужна не только для женщин, но и для мужчин. Причем у мужчин, безусловно, есть свои сугубо мужские проблемы, о которых тоже надо говорить с мигрантами. У нас была подготовлена и брошюра, ориентированная на мужскую аудиторию, и им был предложен разговор о том, как строить отношения с семьей в изменяющейся мире; как найти эмоциональный контакт после долгого отсутствия, как сохранить живую связь с детьми, как управлять своей агрессией, чувством вины и пр. Главная цель этих публикаций – побудить человека действовать осознанно, принять ответственную позицию в меняющейся ситуации.
- Меняющаяся ситуация – это ключевое понятие. Если подходить честно, перемены должны идти параллельно и в сознании. Культуральные зажимы женщин должны ослабевать, требуется выравнивание прав, выравнивание ответственности для мужчин и женщин. - Да, об том надо говорить. Жизнь меняется, и цепляться за правила, которые регулировали ее в совсем других условиях, неразумно, рискованно для личных судеб.
- А то и преступно по отношению к женщинам. Ирина, все это время мы говорили о СОЦИАЛЬНОМ блоке. Пойдем дальше? - Хочу отметить еще два важных блока в предложенной концепции интеграции. ПРАВОВОЙ блок. Все что связано со статусом пребывания в стране назначения, законностью. Если будут отрегулированы эти вопросы, правила игры станут прозрачными и прозрачными для мигрантов, это снимет огромный пласт проблем, связанных в первую очередь со злоупотреблениями, вытекающими именно из-за нелегального статуса той же трудовой деятельности.Далее: СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ аспекты интеграции, вопросы адаптации в новой среде, знание языка, культуры, повседневной жизни – безусловные составляющие интеграционной работы.
- Все вместе – способно снять взаимную неприязнь приехавших и местных? - Все вместе способно снять предпосылки к бытовой ксенофобии. В России, как мне кажется, в последнее время поменялись акценты в дискуссиях про миграцию. Если раньше отношение к мигрантам можно было выразить словом «понаехали», то сегодня в серьезных СМИ все больше серьезной аналитики. И люди вслед за экспертами задаются вопросом: если трудовая миграция у нас выглядит так бесправно, то кому это выгодно? Какие именно проблемы решает трудовая миграция – демографические, нехватки трудовых ресурсов - или политические? Миграция и коррупция – многие усматривают прямую связь. Сколько реально «на руки» получают работающие в ЖКХ? Я бы сказала, что ощущается нарастание не столько озлобленности в отношении самих мигрантов, сколько вопросов к проводимой миграционной политике.
- Причем, как мне кажется, нарастает по обе стороны миграции – не только в России, но и в странах исхода. - Абсолютно точно. Судя по услышанным здесь мнениям местных экспертов, руководство стран исхода не занимает проактивную позицию в отношении процессов миграции. Такое впечатление, что руководство ситуация вполне устраивает, люди сами как-то приспосабливаются выживать. «Уезжают на заработки в Россию?! – Ну, и хорошо, голова может не болеть за то, что на родине у людей нет возможности найти себе достойную работу, не отрываясь от семьи, детей, не рискуя своим здоровьем, безопасностью, жизнью. Такая пассивная позиция недальновидна.
Интервью записано на конференции «Миграционная политика: защита прав и интересов трудящихся-мигрантов и членов их семей» (Бишкек, 18-19 декабря, 2012)
|