Олэна Суслова, Украина: НОВАЯ ВЛАСТЬ НАЦЕЛЕНА НА ЖЕСТКУЮ ГЕНДЕРНУЮ ДИСКРИМИНАЦИЮ
Многие из нас не ждали позитивных изменений от новой власти, однако мало кто думал, что может произойти такой «отпрыг» назад. Пока можно судить больше о процессе, чем о результатах, однако первые шаги демонстрируют отсутствие системности и профессионализма, набрасывание одной территориальной петли на все административные и ведомственные единицы. Тем интереснее выглядит сублимация представлений и подходов «новой» власти через гендер.
Гендерные подходы выглядят последовательными и системными, но в чем эта последовательность и системность? Скандальное заявление кандидата в президенты В. Януковича http://www.caucasia.at.ua/news/prizyvaem_prisoedinitsja_k_zajavleniju/2010-01-26-194 Отказ голосовать за законопроект, предусматривающий гендерные квоты. Призыв к созданию Кабинета Министров без женщин. Системным является подход, озвученный премьер-министром Н. Азаровым озвучил во фразе, которая быстро стала классикой жанра: «не женское это дело - проводить реформы в Украине». Почему системным? Да потому что последующие оправдания только усиливают эффект.
Надо отдать должное: среди «вторых» позиций в центральных органах власти женщины все-таки есть. Это заместительницы - в администрации президента, у министра юстиции, и в других министерствах кое-где иногда встречаются «женские лица» на этих должностях. Однако этот факт не опровергает, а только подтверждает системность сексистского подхода новой власти. В отличие от протекционистско-патриархатного - предыдущей.
Именно сексизм, признавая вторичность женщины и женского по широкому кругу областей, проблем и проявлений, считает, что женщина может быть хорошей исполнительницей, а потому ее место - на вторых ролях. Ибо она хорошо подготовит материалы, поищет и найдет интересные факты, напишет «боссу» речь, которую он блестяще (если не перепутает имена, ударения, названия и дожности) произнесет. Именно сексизм считает, что есть дела «мужские» и «женские» и отрицает право на свободный выбор и женщин, и мужчин. По сравнению с протекционистско-патриархатным подходом, сексизм, по моему мнению, является более жестким, нескрываемым проявлением гендерной дискриминации. Предыдущая власть также не отличалась высокой гендерной чувствительностью. И В. Ющенко, и Ю. Тимошенко1 в разные времена допускали неосторожные высказывания. Однако они понимали, что в современном демократическом обществе нельзя отрицать принцип равных прав и возможностей (по крайней мере, публично). «Сверху» пытались хоть что-то сделать: здать пособия матерям, проявить некую заботу о многодетных семьях - и тому подобное.
Вместе с тем, это был «мягкий» протекционистско-партиархатный подход, который дал возможность за последние пять лет сделать качественные шаги в построении национального механизма для утверждения гендерного равенства. Был принят Закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», он ввел в практику институт гендерных советников и советниц, уполномоченных по гендерным вопросам и другие структуры, которые дают возможность хранить институциональную память. Даже в условиях, мягко говоря, странной трансформации самого министерства по делам семьи, молодежи и спорта и его департамента семейной и гендерной политики, чьи штатные единицы были резко сокращены. Но даже несмотря на это, совместная деятельность государственной власти и неправительственных организаций дала возможность создать в Украине уникальный механизм! Он давал возможность на деле, реально развивать принцип равных прав и возможностей женщин и мужчин. Это развитие могло бы дать хорошие результаты уже в ближайшее время.
Можно услышать мнение, что гендерная позиция власти сегодня объясняется ее реакцией на деятельность предыдущей премьера (Ю. Тимошенко). Я бы уточнила, что она не объясняется, а лишь становится более наглядной. Объяснение, что новое правительство должно работать по 16 часов в сутки и уметь говорить «нет» руководству, не является эффективным, так как известен факт, что Ю. Тимошенко и сама работала более 16 часов в сутки, и ее подчиненные - независимо от пола и других признаков.
Одним из проявлений (не самым важным, но красноречивым) является скрытое позиционирование первой леди. Несмотря на то, что мероприятия с ее участием являются частью протокола, особенно во время визитов глав иностранных государств, на официальном сайте Президента вы не найдете информации о ней. Попытки придать Л. Янукович статус «кремлевских жен», которые годами были скрыты от человеческого глаза, - это тоже часть своеобразного гендерного подхода современной власти. «Вторичными признаками» можно считать уменьшение числа женщин - народных депутатов - и женщин - председательниц комитетов Верховной Рады. Нет также ни одной женщины, которая руководила бы областной государственной администрацией, и перспективы гендерных изменений в этой области мизерные.
Вот такие они - первые 40 дней власти на гендерном перепутье...
От "КавкАзии". Олэна Суслова - председательница правления Информационно-консультативного женского центра, исследовательница, активистка и лидер женского движения, автор ряда проектов, направленных на защиту прав женщин.