НОМЕНКЛАТУРА = МАФИЯ она пожирает нас и толкает в пропасть Юлий Нисневич, Россия фото Галы Петри
Те, кто сегодня правят Россией, считают себя элитой. И млеют от удовольствия и восторга, ощущая свою исключительность и избранность. Однако в истинном, ценностном смысле элитой они не являются. Элита — те, кто занимают первые ряды в обществе благодаря своему достоинству, таланту и профессиональной компетентности. А в России сегодня правит не элита, а «двоечники», как в профессиональном, так и в морально-нравственном смысле. Им не нравится, когда их называют бюрократами. Но и классической бюрократией они не являются. Бюрократия — это неотъемлемый институт управления современным государством, профессиональная корпорация, пропуском в которую служит конкурсный отбор. Те, кто сегодня правят Россией, — маргинальное социальное меньшинство, имя которому номенклатура. Так назвал и первым описал правивший в СССР социальный слой Михаил Восленский в книге «Номенклатура» 1980 года. Формальный механизм формирования советской номенклатуры заключался в назначении на руководящие должности по решению органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись партийными руководителями соответствующего уровня. При этом партийные функционеры стремились поставить на руководящие должности, прежде всего, тех, кто был предан лично им. Вертикальная карьерная мобильность могла осуществляться, только за счет продвижения по иерархическим уровням номенклатуры. Поэтому внутри номенклатуры между различными группировками и кланами постоянно шла ожесточенная борьба за продвижение вверх по партийной лестнице. При «развитом социализме» номенклатура захватила все сферы жизни общества и государства. В этот период, она «вместе с чадами и домочадцами» составляла около трех миллионов человек, то есть менее 1,5% населения СССР. Правящая сегодня уже российская номенклатура является прямой наследницей номенклатуры советской. Номенклатуризацию новой российской власти, которая в начале 1990-х годов представляла собой конгломерат представителей демократического движения и прогрессистской части советской номенклатуры, предопределили решения, принятые еще в ходе революционных событий. Прежде всего, новая власть отказалась от десоветизации государственного аппарата, которая могла быть осуществлена за счет ограниченной профессиональной люстрации. Подобная мера могла частично затронуть интересы только бывшей советской номенклатуры, но избавила бы новое государство от многих негативных явлений, которые имеют место сегодня. Более того, новая власть решила привлечь к управлению государством «знающих прежнюю хозяйственную систему специалистов», после чего все звенья российского государственного аппарата были сразу же заполнены чиновниками, ранее работавшими в партийном и государственном аппарате СССР и РСФСР. Основу «профессионализма» таких чиновников составляли номенклатурные методы и механизмы кулуарного принятия решений, приемы аппаратных интриг. Начавшаяся в 1992 году «приватизация по-российски» также носила номенклатурный характер. Это подтверждает и ее главный организатор Анатолий Чубайс: «И наши «новые русские» – они либо из старого советского директората, либо из бывших кооператоров и всяких прочих коммерсантов от перестройки (комсомольских и партийных деятелей). Либо из представителей бывших региональных политических элит». В ходе приватизации основным механизмом формирования крупного и среднего российского предпринимательства стала конвертация советских номенклатурных связей в собственность и ресурсы. В 2000 году, по данным социолога Ольги Крыштановской, правящая политическая команда на 77% состояла из выходцев из советской номенклатуры и на 41% из них же состояла так называемая «бизнес-элита». При этом из оставшихся 59% предпринимателей значительную часть составляли назначенные по номенклатурной схеме «уполномоченные, или смотрящие за бизнесом» и выходцы из номенклатурных семей. Приход к власти генетически связанного со спецслужбами Путина, в полном соответствии с номенклатурным подбором и расстановкой кадров, привел к резкому усилению притока во власть бывших сотрудников советских спецслужб. В результате нового номенклатурного призыва доля «людей в погонах» во власти увеличилась вдвое и достигла 25%, а в высшем руководстве — 70%. В отличие от советской, российская номенклатура лишена жесткого внутреннего стержня в лице КПСС. Поэтому конкуренция кланов носит более хаотичный и непредсказуемый характер. А сама она представляет собой нестабильную социальную среду, расколотую как по вертикали, так и по горизонтали борьбой за власть и ресурсы. По оценкам олигарховеда Якова Паппэ, сегодня насчитывается порядка 10–15 правящих номенклатурно-олигархических кланов, не считая кланы регионального уровня. Кроме того, российской номенклатуре свойственно интенсивное саморасширение. Это уже привело к тому, что, по данным Росстата, с 1999 года численность работников государственных органов и органов местного самоуправления увеличилась более чем в 1,5 раза и в 2009 году достигла 1 млн 674 тысяч человек (без учета соизмеримой численности сотрудников «силовых» ведомств). Для сравнения - во всем СССР было порядка 630 тысяч государственных служащих. Российская номенклатура как раковая опухоль поражает не только государственные структуры, но и наиболее прибыльные секторы экономики. В отличие от советской номенклатуры, для которой, как считал Михаил Восленский, основной целью была власть как таковая, для российской номенклатуры основной целью служит личное обогащение. И власть ей нужна, прежде всего, как инструмент для удовлетворения корыстных устремлений. Сегодня Россией правит не Путин или Медведев, о чем так любят гадать как отечественные, так и зарубежные специалисты по политической зоологии, а захватившие государственную власть и национальные ресурсы номенклатурно-олигархические кланы. И эти движимые жаждой сиюминутной наживы мафиозные временщики толкают страну к краю пропасти, за которым — кроваво-коричневый социальный взрыв с высокой вероятностью ее последующего распада. Юлий Нисневич - профессор Высшей школы экономики и Российского университета дружбы народов. По материалам gazeta.ru
|