СВОЕ МНЕНИЕ ИМЕТЬ - небезопасно на смерть русского Лютера Александр Желенин, Россия фото Галы Петри
Убит священник Павел Адельгейм. Тот самый, что в своем Живом Журнале заявил, что выступление девушек из группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя произошло по «промыслу божьему» и призвал патриарха Московского Кирилла обратиться к светской власти с просьбой об их амнистии.
«Молебен /Pussy Riot в храме Христа Спасителя/ заявил протест против смычки несовместимых начал: государственного механизма с церковным организмом, свободы с насилием, любви с корыстью.... Из каких бы побуждений женщины ни совершили акцию, их поступок ответил на многолетнее поругание церковных канонов Священным начальством… Реакция госструктур, РПЦ и общества /на это выступление/ показала, что выпущенная стрела попала в болевую точку и вызвала мощный резонанс, которого женщины заранее не могли предположить, и указывает на провиденциальный смысл акции», - писал Адельгейм.
А вот выдержка из его последнего письма своей знакомой диаконисе англиканской общины в Олдбери (Великобритания) Джанет Риджвей: «сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счет государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается, причем, уничтожается она, конечно, целенаправленно самой Московской патриархией».
Возьмем на себя смелость утверждать, что Адельгейм был русским Лютером. Только в отличие от средневекового германского протестанта, восставшего против разложения господствовавшей тогда католической церкви, Адельгейм в России на нашел вокруг себя такого числа единомышленников как Лютер. Оказался духовным воином-одиночкой. А один в поле, как известно не воин...
Кроме своего реформаторства, Адельгейм был одним из тех довольно редких представителей церковного клира, которых без кавычек и усмешек можно назвать подвижниками и пастырями. Да и просто хорошим человеком он был. Помогал всем, кто нуждался в помощи. И умер от руки того, кому эту помощь пытался оказывать — некоего кинооператора Сергея Пчелинцева, который, якобы, приехал к нему причащаться. Пчелинцева оперативно объявили психически ненормальным. А его мать заявила, что сына испортил документальный фильм про маньяков, который он снимал.
Однако вопросов в этом деле еще очень много. Например, почему набожный молодой москвич (мать Пчелинцева - Светлана Ковалева сообщила СМИ, что последнее время сын «все время говорил про Библию»), поехал причащаться не куда-нибудь, а именно в Псков? И не к кому-нибудь, а к православному диссиденту отцу Павлу, которого ортодоксы за его критику руководства РПЦ воспринимали, мягко говоря, недружелюбно?
И насколько действительно неадекватен Пчелинцев, если его сокурсники по ВГИКУ говорят о нем, как о вполне нормальном человеке? Тем не менее, власти, похоже, с основной версией этого гнусного преступления уже определились. Пчелинцев скорее всего будет объявлен сумасшедшим убийцей-одиночкой.
Но если это и так, зададимся вопросом, случайно ли съехала его «крыша»? Не повлиял ли на этот частный случай умопомешательства массовый психоз по защите консервативных и прочих традиционных ценностей, организованный властью и ее «идеологическим отделом» в лице РПЦ в последнее время в России?
В истерической волне беснующихся реакционеров для наиболее последовательных оппонентов власти всегда найдется нужный сумасшедший, который сотворит ровно то, о чем публично не говорят, но мечтают, как светские, так и духовные лидеры.
Такие люди как Павел Адельгейм всегда неудобны, потому что имеют свое мнение и не боятся его высказывать. Для власти — духовной ли, светской ли - они всегда диссиденты, оппоненты, раскольники. В Средние века в Европе таких, как Адельгейм, сжигали на кострах, как, например, чешского реформатора Яна Гуса. Те же, кому, как Мартину Лютеру и Жану Кальвину везло больше, становились родоночальниками новых христианских конфессий.
Все слабые попытки внутренней реформации церкви в России всегда заканчивались фиаско. Церковь из года в год, из века в век лишь все теснее сливалась со светской властью, по сути, переставая быть самой собой. Она становилась частью государственной машины, богатея за счет последней и прихожан.
Такие редкие люди в ней, как Павел Адельгейм, и в советские годы были диссидентами не только по отношению к политическому режиму, но и к РПЦ. Не случайно в 1959 году он был отчислен из Киевской духовной семинарии по «политическим мотивам», а в 1969 году арестован за «антисоветскую деятельность» за распространение религиозного самиздата.
После перемен начала 90-х в России, Адельгейм остался верен себе и своим взглядам. Общество вокруг него за его довольно долгую жизнь менялось, а он нет. Он всегда говорил, по сути, об одном и том же — о том, что контроль государства над духовной жизнью это неправильно. Он позволял себе то, что другие и помыслить не могли — идти против течения, против политики церковного руководства.
Официальные представители РПЦ теперь будут, конечно, публично вздыхать и называть его «жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку», как это уже сделал глава пресс-службы Московской патриархии дьякон Александр Волков. Но, подозреваю, что в глубине души они испытывают глубокое удовлетворение по поводу того, что еще один источник раздражающих их слов и мыслей навсегда умолк.
Хотя по большому счету то, что отец Павел говорил, критикуя РПЦ за стяжательство и слияние с властью, как раз вполне укладывается в понятие христианских ценностей. Особенно в их первоначальном понимании.
Ну, и последнее. О таких неортодоксально мыслящих людях Русской православной церкви как протоиреи Александр Мень и Георгий Чистяков, Павел Адельгейм говорил, что они «не были оппозицией, они просто имели свое мнение». Отец Павел тоже имел свое мнение. А это, как показывает практика — опасно для жизни.
Статья была опубликована на сайте ИА Росбалт
|