В 1920 г при Народном комиссариате просвещения была создана Всероссийсая чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности – знаменитый Ликбез. Руководила им закаленная революционерка Анна Курская. По всей стране стали возникать добровольные общества «Долой неграмотность», в которых также работали в основном женщины. Активно занимались этим женотделы. Эта кампания была едва ли не самой значительной из всех подобного рода. И она дала поразительные результаты: уже к 1926 г. читать и писать могло 42,7% советских женщин, к 1939 г. их число увеличилось до 83,4%. Таким образом, неграмотность была почти ликвидирована, а затем были претворены в жизнь все принципы светского образования, сформулированные еще в XIX в. Оно стало всеобщим, бесплатным, обязательным и совместным.
Первые декреты советской власти провозглашали совместное обучение в школах, равный доступ к образованию для обоих полов, запрет телесных наказанный, одинаковые учебные программы для мальчиков и девочек. Учеников теперь не разделяли по признаку пола на будущих домохозяек и будущих деятелей общественной сферы. Для всех были в одинаковой мере доступны все предметы, включая естественнонаучные и технические. Девушек убеждали, что для них, как и для юношей, карьера в этой области является не только приемлемой, но и желательной, престижной. Вера в разнообразные способности женщин, долгое время вынашиваемая женщинами-интеллигентками XIX в., стала частью советской системы образования.
Важным направлением в достижении равенства в образовании была попытка внедрения женщин в так называемые специализированные средние учебные заведения, бывшие промежуточными центрами подготовки ученых и инженеров. К 1927 г., во многом благодаря усилиям женотделов, женщины составляли 40% учащихся этих школ. С началом индустриализации правительство провозгласило, что женщин должно быть не менее 30% во всех школах подобного рода, а к началу второй мировой войны их доля составляла половину учащихся. Квоты и поощрительные методы с такими же впечатляющими результатами использовались и для увеличения числа женщин в университетах и институтах. Данные середины 1960-х гг. показывают, что женщины составляли 53% студентов-медиков, от 75 до 80% биологов, 25%-агрономов, около 2/3 студентов-химиков, почти половину всех обучающихся на математических факультетах и от 25% до 40%-на физических и геологических. Эти цифры особенно впечатляют при сравнении с аналогичными показателями в других странах. Результатом этого являлось необычайно большое число женщин-ученых и инженеров.
«Народы, чьи женщины вынуждены выполнять более тяжелый труд, чем это принято у нас, - писал Энгельс, - часто испытывают значительно больше уважения к своим женщинам, чем мы, европейцы, к своим». И хотя было бы глупо утверждать, что это утверждение Энгельса универсально, к советскому обществу оно применимо. В культурах, где мужчины захватили все наиболее важные виды деятельности и имеют монополию на власть, женщины вынуждены, часто не осознавая этого, определять себя, ориентируясь на представления другого - деятеля, производителя, кормильца, другими словами, мужчины. Женщины, которые в таких обществах выполняют высококвалифицированную работу, под давлением существующей в них системы ценностей ощущают себя аномалией. Только в обществах, где женский труд и женские достижения являются нормой, женщина обладает тем естественным чувством собственного достоинства, которое веками считалось прерогативой мужчины.
Период независимости Республики Таджикистан открыл новые перспективы в плане понимания и соблюдения гендерного равноправия и в деле свободного доступа женщин к образованию. Возникли новые возможности и новые проблемы. Когда мы говорим о необходимости повышения статуса женщины в обществе, на первый план выходит вопрос о ее нравственной и культурной состоятельности, и прежде всего вопрос охвата девочек школьным образованием.
Своей озабоченностью состоянием школьного обучения поделился зам. министра образования Таджикистана в газетном интервью. Он отметил, что «в последние годы наблюдается спад в охвате школьным обучением девочек. Если в начальных классах процент девочек составляет около 46 %, то в старших классах он снижается до 38 процентов». Система образования Таджикистана сама по себе поощряет гендерное равенство. Школы являются смешанными с одинаковым числом мест для девочек и мальчиков. Однако уровень охвата образованием девочек в годы независимости стал ниже, чем в предыдущие годы. Показатели выбытия девочек из школ выше, чем для мальчиков, и, по данным всемирного Банка, 25 % девочек не получают формального образования. Год за годом увеличивается число девочек, бросающих учебу. Главным фактором, влияющим на отношение родителей к учебе своих дочерей, являются общественные и гендерные стереотипы. Этому также способствуют снижение престижа образования, которое происходит в последние годы. Действует стереотип: «предназначение азиатской женщины - быть матерью, поэтому для нее главное - выйти замуж, а не получать образование, хватит и 8-9 классов». Влияет и снижение уровня жизни и доходов населения, коммерциализация образования. Есть и ряд других факторов.