Март Нутт: «Смотрите на нас и делайте лучше!»
Эстонский политик о пути, который прошла его страна
Медея Гогсадзе, фото: интернет
Господин Март Нутт - член Рийгикогу (парламента Эстонии). У него богатый опыт политической и общественной деятельности. Он также является членом совета фонда миграции, совета института прав человека, Эстонской ассоциации НАТО и т.д. Награжден орденом Государственного герба. Эстония уже является членом ЕС и НАТО, то есть успешно прошла тот путь, который Грузии только еще предстоит пройти. А именно провела все необходимые для вступления в ЕС реформы. В первую очередь – законодательные. Следовательно, нам очень важен опыт этой маленькой страны преодолевшей влияние советского прошлого во всех сферах. Особенно с учетом того, что Грузия тоже маленькая и тоже постсоветская страна. Господин Нутт любезно согласился ответить на несколько вопросов. Предлагаем запись этой беседы.
- Расскажите почему Эстония избрала модель однопалатного парламента с пропорциональной системой выбора депутатов и насколько выбор оправдал ожидания Вашей страны?
- Эстония имеет хороший опыт однопалатного парламента и пропорциональной избирательной системы уже в соответствии с Конституцией 1920 года. Эта система гарантировала демократическое правление в Эстонии до 1934 года. После изменения Конституции в 1934 году Эстония вместо парламентской стала президентской республикой. Позже парламент стал двухпалатным, а выборы мажоритарными. Это сделало Эстонию полу-авторитарным государством и результатом стало отсутствие демократии. Мое личное мнение таково, что однопалатный парламент и гарантии пропорциональной избирательной системы лучше других систем для демократического развития небольших стран.
- В чем преимущества коалиционного типа правления и насколько эти преимущества удалось реализовать в Вашей стране? Чем коалиционное правление Эстонии отличается от того же типа правления, к примеру, в Германии?
- Мажоритарная система создает двухпартийную систему и большое количество избирателей не имеют представительства в парламенте. А вот пропорциональные выборы делают возможным пропорциональное представительство. Коалиционное правление построено на компромиссах, гарантируя тем самым уважение различных идей и взглядов как парламенте, так и в правительстве. Есть много параллелей между Эстонией и Германией, но мы не копировали немецкую систему по многим причинам. В первую очередь, надо учесть, что Германия является федеративной страной с множеством разных штатов (бундесланд). А еще Германия – большая страна с населением более 80 миллионов человек. Эстония же унитарная и маленькая страна (форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличии от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц –штатов, земель, а подразделяется на административно территориальные единицы – районы, области и т. д. – авт.). Следовательно, нам не нужны две палаты парламента и разные виды голосования на выборах. На мой взгляд, немецкая система хороша для Германии, однако для Эстонии лучше эстонская.
- Какие условия пришлось выполнить Эстонии при вхождении в ЕС и что было при этом главным стимулом (в смысле – риски со стороны России, или были и другие, не менее, а может и более важные факторы)?
- ЕС не является организацией для гарантирования безопасности. Это объединение обеспечивает разносторонние экономические, финансовые, торговые связи, свободное передвижение и т.д. Такое сотрудничество в интересах Эстонии. Среди русскоязычного населения нет открытой оппозиции против ЕС, по простой причине – это предоставляет им возможность также пользоваться благами евроинтеграции. Эстония является членом еврозоны и шенгенского соглашения и поддержка людей членства в ЕС по-прежнему превышает 70%. Когда-то Эстония выполнила все условия, необходимые для членства в ЕС. Если Грузия также стремится в ЕС, ей следует сделать то же самое.
- Сотрудничество со странами Восточного партнерства считается в Эстонии стратегическим направлением. Почему стратегическим? И насколько на это повлиял российский фактор?
- Российский фактор важен, но дело конечно не только в нем. Страны Восточного партнерства – это наши соседи. Их безопасность, демократия, сотрудничество и экономическое развитие также являются дополнительной гарантией безопасности и развития Эстонии. Однако вместе с этим мы заинтересованы в хороших отношениях и с Россией. Но только нашей воли тут мало. Для этого необходима также добрая воля и с российской стороны.
- В российских медиа частенько приходится читать, что мол, русские в Эстонии граждане второго сорта и прочее. Однако в Эстонии я увидела русскоязычные медиа, дом русской культуры более грандиозный чем президентский дворец в Грузии, российское посольство, расположенное в красивом старинном особняке. А на улице мне с готовностью отвечали по-русски без малейшего признака враждебности. Еще я узнала, что русских принимают в патриотическую военную организацию Кайтселийт. Что бы Вы ответили на обвинения российской пропаганды и как бы оценили отношение к русскоязычным и другим гражданам Эстонии с точки зрения защитника прав человека?
- Права человека гораздо лучше гарантированы в Эстонии, чем в России. Россия открыто выступила против нашего членства в НАТО, а также способа защитить безопасность нашей страны. Это объясняет все необоснованные обвинения и претензии России против Эстонии. А также против некоторых других стран, не стремящихся быть сателлитами России. Возможно, некоторые люди с улицы и находятся под влиянием российских СМИ. В силу масштабности у российских СМИ гораздо больше возможностей чтобы их в массовом порядке читали, слушали и смотрели люди, особенно те, чей родной язык русский.
- Дезинформация и распространение фейков создает серьезные проблемы и риски не только внутри стран, но также в международных отношениях. Как Вы оцените идею о создании механизмов взыскания за распространение лжи и внутри стран, и в международном законодательстве?
- Это серьезная проблема во всем мире. Я не специалист по этой теме, но думаю, что для разработки регуляций необходимо сотрудничество демократических стран.
- Как Вы оцениваете миграционную политику ЕС? Как на Ваш взгляд возможно найти баланс между похвальным желанием помочь мигрантам и рисками, возникающими в процессе встречи культур и менталитетов?
- Каждая цивилизованная страна должна предоставлять убежище для беженцев. Но существует также большое количество нелегалов, желающих попасть в ЕС, которым нужно не убежище, а просто переезд на открытый рынок труда и социальные льготы. ЕС не может открыть двери для всех, кому хочется приехать. Еще я думаю, что есть необходимость в большем контроле и борьбе с торговлей людьми.
- Пару слов о перипетиях вокруг глобального миграционного пакта ООН в мире и в Эстонии. Ваша оценка плюсов и минусов этого документа.
- Некоторые из наших депутатов проголосовали за, а некоторые против. Такая же картина среди партий: некоторые поддержали, а некоторые выразили несогласие. Людей беспокоит упрощение иммиграции в ЕС. Но я думаю, что сегодня мы не можем знать, каким окажется в будущем реальное влияние миграции.
|