КОДЕКС МОСКВИЧА как закон для начинающего фашиста А.С. Ципко, Россия фото Галы Петри
Можно ли себе представить, чтобы этак 100 лет назад Московская городская управа назвала Первопрестольную «русским городом», запретила, к примеру, татарам говорить на их московских Ордынских улицах на родном языке и носить свою национальную одежду? Нет. Даже самые инициативные чиновники города Глупова, описанного Салтыковым-Щедриным, до таких «патриотических» инициатив не додумались. Но сегодня в Москве разрабатывают для сведения приезжих «Кодекс москвича», исходя из того, что столица России – это город русских. Все дело в том, что нынешние поборники интересов «русского народа» вкладывают в традиционные понятия «Россия», «русский человек», «русские столицы» какой-то новый, непривычный для русского слуха смысл. В конце концов, у дореволюционного российского чиновника был инстинкт самосохранения, которого нет в помине у депутатов Московской городской Думы XXI века. Он, дореволюционный российский чиновник, окончивший гимназию, а чаще всего – университет, в отличие от его нынешних собратьев, продукта советской и постсоветской образованщины, знал, что его отчизна – Российская империя – с момента своего рождения сложилась как многонациональная страна. Что российское дворянство еще со времен Алексея Михайловича, с середины XVII века, сплошь состоит из инородцев, из потомков литовско-польской шляхты, татарских мурз, Рюриковичей, то есть варягов, и т.д. Что великая русская литература создавалась сынами всех народов России: и малороссами, и поляками, и потомками татарских мурз (и Карамзин, и все великие Булгаковы, и Тургеневы – татарского происхождения), и российскими немцами, и евреями. А столицы России – и Санкт-Петербург, и первопрестольная Москва – потому и называются столицами, что являются общим домом с открытыми дверями для абсолютно всех народов многонациональной России. Идея объявить Москву «русским городом» – это не только признак деградации ума, но и признак деградации души, то есть откровенное предательство интересов российского народа и российского государства. Нет необходимости доказывать (чего, кстати, не понимают авторы «Кодекса москвича»), что Россия, столица которой откровенно проводит ксенофобскую политику, не нужна ни народам Северного Кавказа, ни народам Поволжья, ни народам Сибири. Все эти разговоры о Москве как «русском городе» – проявления серьезной духовной болезни, которая постепенно, шаг за шагом, год от года поражает мозг и тело новой, посткоммунистической России. И болезнь эта называется на ученом языке «этническая русская идентичность», якобы основанная, как говорят ее идеологи и пропагандисты, на чувстве кровного, племенного родства. Надо понимать, что переход от национальной идентичности, основанной на духовном, религиозном выборе, на привязанности к своему государству и родине, к этнической и племенной идентичности на самом деле является в культурном отношении регрессом, признаком упадка. Лозунги «Москва для москвичей!», «Москва – город русских» являются перепевом идеи «суверенитета РСФСР», идеи выделения русского этнического государства из веками складывавшейся исторической России. В 1991 году Кремль отделялся по собственной воле от Киева, от Минска, от Крыма, Одессы, от всех главных городов Российской империи, а сегодня депутаты Московской городской Думы хотят довести начатое дело разрушения страны до конца и отделить Москву от Казани, Махачкалы, Элисты, Нальчика – от всего на свете. Им, этим московским политикам, живется неплохо, и ни о чем они больше не думают. Противостоять начатой в 1991 году (и подготовленной всем советским периодом, когда исторически сложившаяся Россия расчленялась по национальным признакам) этнизации русской нации совсем непросто. Все самоубийственные идеи привлекательны. Элементарная, животная, племенная идентификация, основанная на общности крови, дается намного проще, чем утраченная нами дореволюционная духовная, культурная, религиозная русская идентичность. Русскость до революции в любом случае предполагала работу души, духовный выбор даже на уровне простого народа, ощущение принадлежности к империи, к стране, где на равных подданными царя являются представители многих народов. Советское самосознание, принадлежность к СССР, несло в себе тот же скрытый или явный интернационализм. Этническое толкование русскости по крови, было крайне непопулярно среди российской интеллигенции. И здесь не было различий между марксистом Ульяновым, либералом Милюковым и традиционалистом Тихомировым. Когда я вижу скинхедов-убийц, приходящих в зал суда с иконой Божьей Матери, то впадаю в ступор. Большего абсурда, чем убийство русским человеком своего бывшего или нынешнего соотечественника только потому, что у него другой разрез глаз, да еще когда это убийство оправдывают с иконой в руках, придумать невозможно. Это не просто аутизм, это распад не только морали, но и русскости в целом. Пестуемое сегодня многими историками и политиками русское этническое самосознание на самом деле закрепляет нынешний дефицит исторической памяти, лишает людей понимания сути России как многонационального по своему происхождению и по своей природе государства. Вандализм скинхедов, борющихся с ножами в руках за славянскую «чистоту» русских городов, и разговоры политиков о том, что «Москва является русским городом», или лозунги «Москва для москвичей!» имеют в своей основе одни и те же корни – укрепление позиций русского этнического самосознания. И если это самоубийство русской нации не остановить, то завтра в Москве те же депутаты будут переименовывать Гоголевский бульвар только потому, что Гоголь был польского и малороссийского происхождения, а памятник Пушкину будет снесен только потому, что его прадед был эфиоп. А.С. Ципко - главный научный сотрудник Института экономики РАН По материалам НГ. РУ
|