МАГДАЛИНА Медея Гогсадзе, Грузия,
Тиберий чувствует, что теряет терпение. Может, эта бродяжка не так уж и проста, как кажется на первый взгляд? Услышав об очередной колоритной юродивой из страны мрачных, вечно чем-то недовольных иудеев, он приказал доставить ее во дворец – из чистого любопытства. А чем же еще заняться в этот душный летний день скучающему владыке?! Пение и пляски кадиксанок осточертели. Пригласить очередную куртизанку? Все эти утонченные плотские изыски ведут, в конечном счете, в одну и ту же влажную щель. О, боги, какая скука! Даже резвящиеся в бассейне любимцы – очаровательные мальчуганы, «милые рыбки», как он их прозвал, и те перестали его волновать. Вот напустить бы крутого кипятку, чтобы поплыли вверх животиками, превратившись в дохлых рыбин! Идея неплохая.. Но пока следует разобраться с этой «помешанной». О чем это она толкует? Нет, это полный бред! Явился, мол, в стране иудеев, какой-то мессия, призванный спасти мир. И не в мраморных чертогах родился этот «спаситель» погрязшего в пороках человечества(вот околесица-то!), а в хлеву, рядом с коровами, овцами и козами! А еще ослом – какая пошлость! Матроны, томно возлежавшие на ложах, не выдержав, прыскают со смеху закрывшись пухлыми ладошками: вот умора! Да и он посмейвается: цари земные, видите ли, явились на поклон Божественному младенцу с дарами. И не куда-нибудь, а прямиком в хлев! В жизни не слыхал подобной нелепицы. Поглядеть бы на это зрелище! Какая сумасбродка! Впрочем, если приглядеться – прехорошенькая. Возможно, даже красавица. Но худа страшно. Огромные зеленые глазищи горят лихорадочным светом на изможденном лице с тонкими чертами. Не удостоив даже взглядом хихикающих дам, она продолжает, воодушевляясь все более: - Он пришел, чтобы научить нас отличать Свет от тьмы, Добро от зла. Он сказал, что люди должны любить друг-друга, как самих себя. И что все мы равны перед Богом, Создателем всего сущего .. Мохнатые брови кесаря ползут вверх: - Что ты болтаешь женщина?! Перед каким Богом? Их много. Я сам один из них!.. На секунду она замолкает и в глазах ее появляется странное, тягостное выражение. Помолчав немного, она продолжает: - Ты ошибаешься, повелитель. Бог един. Он есмь СВЕТ ДОБРО и ЛЮБОВЬ. Все мы Его дети. И создал Он нас по Образу и Подобию своему. Люди предали Небесного родителя погрязнув в пороках. Но в бесконечной доброте своей, дабы искупить грехи наши и не дать роду человеческому погибнуть в геенне огненной, Он спустился с небес, родившись человеком от земной женщины. Когда-нибудь Он вернется и настанет Царство Света и Справедливости.. Брови Тиберия сходятся на переносице: - И все будут равны, я угадал? - Да, повелитель! - Теперь я понимаю Кайафу, первосвященника иудейского. Мерзкий старикашка имел все основания желать смерти твоему полоумному Учителю. Могу представить, сколько праздных оборванцев ходило за ним, внимая безумным речам! Я мог бы и тебя отправить на крест за «оскорбление величества», женщина! Однако, сомневаюсь, все ли в порядке в твоей бедной голове.. - Ты ошибаешься, кесарь, думая, что властен над жизнью и смертью.. Мой Учитель, казненный жестоким наместником твоим, Пилатом, по навету лживых первосвященников иудейских, воскрес и вознесся на небеса.. Раб за спиной кесаря чуть не роняет опахало. Опомнившись, он в панике продолжает усердно обмахивать своего грозного повелителя. Впрочем, тот и не замечает его промашки; дряблое тело кесаря колышется от безудержного хохота. Истеричный смех матрон переходит в пронзительный визг. Даже почтенные сенаторы, поначалу пытаясь сохранить благопристойную сдержанность, не удержавшись, присоединяются к всеобщему веселью. Наконец император успокайвается и смех, словно по мановению руки, замолкает. Гостья продолжает свою речь, голос ее крепнет постепенно приобретая грозную мощь; в нем словно слышны далекие раскаты грома: - Да, он воскрес! В этот самый день. Вот, гляди, кесарь, яйцо это – как источник Нового Мира омытого священной кровью Спасителя, о наступлении которого ОН нам возвестил! Его я дарю тебе в знак милости Господа нашего, Ийсуса Христа. Все уверовавшие искуплены драгоценной кровью агнца. Даже для тебя, одержимого гордыней и залитого кровью невинных, врата рая могут открыться.. Развернув подол, она вынимает яйцо – совершенно обыкновенное. Такие лежат и на столе вокруг огромной фаршированного фазана. Но это яйцо алое, словно кровь на арене Колизея. - Восстал, говоришь? Несчастная, теперь я вижу – ты просто безумна.. Никто еще кроме Одиссея не возвращался из Элизиума. Да и тот..Существовал ли он вообще? Или это выдумка слепого певца? - Все во власти Бога! Он и Лазаря вернул ОТТУДА живым и невредимым. И других еще до того: к примеру, сына наинской вдовицы.. - Ты больна, женщина! Это невозможно так же, как чтобы покраснело вот это яйцо! Видишь, я беру его со стола и оно бело как снег! Яйцо лежит на ладони кесаря безмолвным потверждением его правоты. Но вдруг происходит нечто странное –оно вроде теплеет.. это, конечно, обман чувств! Он слишком возбужден. Нет, точно.. оно становится все теплее и даже, как будто меняет очертание, становясь зыбким и расплывчатым прямо на глазах кесаря, завороженного необъяснимым зрелищем. И, вот, наконец....нет.. этого не может быть! Боги помутили его разум! А может фалернское ударило ему в голову? Что это? Что это?.. На ладони его мерцает переливаясь кроваво-алым заревом яйцо, копия того, которое в руках у странной гостьи. Оно обжигает ему кожу..боль..нестерпимая боль! Вскрикнув, кесарь роняет его. Ударившись о пол, яйцо скатывается по ступеням возвышения прямо к ногам женщины. - Император в опасности!!! Стража бросается к гостье, во мгновение ока повергая на землю. Покрывало окутывающее ее с головы до пят спадает, открыв взору сверкающий каскад золотисто-рыжих кудрей.. - Ведьма!.. Схватившись за сердце, с вылезшими из орбит глазами, Тиберий падает на ложе,задыхаясь и судорожно ловя воздух по рыбьи разинутым ртом. Стражник хватает женщину за длинные пряди волос, занося над ней меч: - Убить ее, повелитель? - Нет, нет, не надо..пусть уходит!.. Убирайся! Прочь! Прочь!!! Женщина спокойно поднимается. Наглухо закутавшись в покрывало, она подбирает оба яйца. Затем, бережно вытерев, заворачивает их в подол и направляется к двери. У выхода она оборачивается и снова смотрит на Тиберия с тем же самым тягостным, тревожащим душу выражением. Теперь он знает совершенно точно: это – жалость. Звуки удаляющихся шагов отзываются гулким эхом в огромном зале, постепенно затихая вдали. И воцаряется мертвая тишина...
БЛАГОВЕСТНИЦА БОЖЬЯ Так ли все это было?.. Никто не может сказать наверняка, но легенда о визите Магдалины к Тиберию, с которого и пошла традиция преподносить друг-другу красные яйца, пережила века. Она благосклонно воспринята и западной, и восточной церковью. Но затем начинаются расхождения. Согласно православной версии, Магдалина еще некоторое время пробыла в Риме проповедуя слово Божье. Апостол Павел упоминает о ее преданном служении в своем «Послании римлянам»(16,6). Она была свидетельницей его казни. Вскоре после этого Мария покинула столицу и направилась в Эфес. Там она жила и проповедовала вместе с апостолом Иоанном, будущим автором четвертого Евангелия. Она даже помогла ему при написании двадцатой главы, где говорится о воскресении Христа и явлении его ученикам. Там же отошла с миром, дожив до глубокой старости. Католическая версия дальнейшего развития событий иная. Считается, что последние годы жизни она жила отшельницей на юге Франции. Установить истину очень трудно; важнее другое – Мария Магдалина явно играла куда более значимую роль, чем это признается по канонической версии обеих церквей. Вклад ее и отмечен почтительным эпитетом «равноапостольная», однако в свете последующих открытий становится ясно – роль любимой ученицы Христа сильно затенена по сравнению с действительным положением вещей. Не угадали – я имею в виду не спекуляций из знаменитого «Кода да Винчи» Дена Брауна. И не потому, что мысль о возможности брака между Ийсусом и Магдалиной вызывает у меня приступ истерического ужаса. Дело на мой взгляд, обстоит куда сложнее. Христос явился на Землю, скажем так – с Чрезвычайной Миссией. Он готовился к этому с момента рождения(вспомним дары вольхвов, сакральная подоплека которых ясна однозначно!). Уже в двенадцать лет в Иерусалимском храме он поразил богословов зрелостью суждений, отлично сознавая, что именно тут Его место. Вот, что он ответил насилу разыскавшим Его родителям: - Зачем же было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Миссия Христа заключалась в Искуплений грехов рода человеческого через мучения и смерть на Кресте. И Он знал об этом с самого рождения. Вряд ли возможно совместить подобную миссию с созданием семьи. Однако, бесспорно – феномен Марии Магдалины совершенно особенный и требует более углубленного изучения. Именно она стояла у креста вместе с Богоматерью и другими женщинами, когда остальные апостолы разбежались, а Петр проявил предсказанное Христом малодушие. Именно она удостоилась чести быть Благовестницей воскрешения Спасителя. И это далеко еще не все: В апокрифическом Евангелии от Филиппа, говорится: «Господь любил Марию более всех учеников и часто лобзал ее уста. Остальные ученики видя его любящим Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему я не люблю вас как ее?» Подоплека ответа Христа ясна: вина тут не моя, а ваша! Она более вас достойна любви. Почему он так решил? Повидимому она была самой понятливой, усердной, и твердой в вере. Последующее развитие событий показало верность его оценки. В «Евангелии от Фомы» говорится, что Петр возражал против служения Марии наравне с другими учениками – мол, она недостойна, потому что женщина. Позже, после Вознесения Учителя, негатив по отношению к Марии проявился еще явственнее. Петра и Андрея возмутила проповедь Марии. Она говорила то, чего они и не ведали, но было открыто Спасителем именно ей. Среди учеников даже случились серезные разногласия по этому поводу: «Петр, вечно ты гневаешся: вот и теперь рассуждаешь ты о женщине(Магдалине) как противящийся ей. Раз уж Спаситель счел ее достойной, кто ты, чтобы отвергать ее? Действительно, прекрасно зная ее, Он предпочел ее остальным. Устыдимся и облекшись в совершенного человека, что предписано нам, то исполним: возвестим Евангелие, не устанавливая запретов и законов, как велел Спаситель.» Сказав это, Левий ушел и начал проповедовать Евангелие(от Марии)». Это отрывок из «Евангелия от Марии». Учение Марии Магдалины сыграло огромную роль в становлении гностицизма – одного из христианских течений. В глазах гностиков она являлась получательницей откровения и истинной восприемницей заветов Христа(«Пистис София»). В третьем веке официальная церковь, основанная последователями Петра и Павла, объявила их еретиками. Позже католическая церковь дошла до того, что заклеймила Марию блудницей, одержимой семью бесами и спасенной Ийсусом. Любопытная деталь: символизм числа «семь» обозначает семь языческих божеств. Их культ был связанн с семью доступными тогда для наблюдения планетами. Некоторые исследователи полагают, что до встречи с Ийсусом Мария являлась тайной жрицей одной из богинь. Трудно сказать которой – Иштар, Инаны, или Кибелы. Служители Иштар проходили именно семь степеней инициации. В своем Евангелии Мария определила это состояние, как «семь господств гнева»: тьмы, царства плоти, лукавства плоти, вожделения, невежества, смертной ревности и яростной мудрости. Углубление в эти тонкости заняло бы объемный том и не представляется возможным. В православном учении она фигурирует как одна из женщин-мироносиц, одержимой злой силой(так тогда называли душевнобольных), пока Спаситель не изгнал из нее семь бесов. Равноапостольность не оспаривается ни одной из сторон. Образ Марии Магдалины – один из самых значимых и монументальных. Масштабы его нам еще предстоит открыть и осмыслить, как отражение сложного пути становления христианского учения и церкви.
|