СТАТЬ СВОИМ СРЕДИ ЛУЧШИХ
поможет Европа
Медея Гогсадзе, Грузия
фото Галы Петри
Факт подписания нашей страной соглашения по ассоцированию с ЕС вызвал оживленные дискуссий. Особенно – в ближнем зарубежье. Позицию наших критиков можно выразить в вопросе: «И что оно вам даст реально?», а также ехидном прогнозе: «Пипец! Обдерут как липку – станете второй Грецией!». Прогноз можно благополучно проигнорировать. Зато вопрос поставлен совершенно правильно. В самом деле: что оно нам даст реально и что потребует взамен? К соглашению прилагается документ «Распорядок дня по ассоцированию». Там расписаны все практические шаги по выполнению соглашения на 2014-2017 г.г. В том числе и по образованию. Именно об этом и пойдет речь на этот раз.
СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ И УВИДЕТЬ МИР
Грузия и Евросоюз в области образования сотрудничают еще с конца 90-х. Нашей системе образования оказывалась техническая помощь в формате проекта ТАCIS. В 2005 году Грузия включилась в Болонский процесс. Мы взяли на себя обязательство привести систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами. В частности: усовершенстовать учебные программы, ввести кредитную систему оплаты образования, а также наладить программы по обмену студентами. Еще не все вузы Грузии полностью включены в этот процесс. Тбилисский государственный университет уже давно осуществляет в этом русле успешные проекты. А вот другие (к примеру, Самцхе-Джавахетский университет) еще в начале пути. Чтобы стать своими среди лучших эту неравномерность обязательно следует преодолеть.
Теперь процесс стал еще обширнее и глубже: уже несколько лет в области высшего образовани Грузии активно действует программа «Эразмус плюс». В ее формате осуществляются обменные программы не только для студентов, но также лекторов и работников администрации вузов. Грузия входит в число стран «восточного партнерства». Поэтому для наших студентов выделяются стипендии в более крупную сумму, чем, к примеру, для студентов из Франции. Программы «Эразмус» направлены на вузы, а также индивидуальных персон (студентов, исследователей и преподавателей университетов). Каждая из программ предоставляет возможность молодым людям пройти обучение в одном из перечисленных в ней вузов. При этом необходимо владеть английским языком, а в ряде случаев и языком принимающей страны. Дополнительный бонус программы – возможность ознакомления с ее культурой и нравами. На специальных сайтах всегда можно найти информацию о дешевых рейсах. Сами студенты находятся в постоянном контакте через социальные сети и ездят друг к другу. Очень важный момент – глубинное овладение языком, расширение кругозора и личностных пространств.
В Грузии все эти возможности предоставляет программа «Эразмус плюс». Она предусматривает три направления: молодежное, образовательное и спортивное. В образовании подразумевается высшее, школьное и профессиональное образование. А также обучение людей зрелого возраста. Программа предусматривает также тренинги, различное молодежное волонтерство по гуманитарной деятельности (обучение языку, или уход за пожилыми людьми в другой стране и т.д.). Включение происходит на конкурсной основе. Уже очень многие студенты, а также члены академического и административного персонала воспользовались возможностью программы в пределах от трех месяцев до двух лет. Было выдано более восьмисот стипендий с суммой на визу и дорогу. Программа также предусматривает необходимый патронаж. Иными словами, в случае победы в конкурсе предоставляется довольно объемный пакет профинансированных услуг.
Как совершенно правильно отметил Георгий Бобгиашвили, координатор проекта НПО «Европейский центр по вопросам меншинств Кавкасия», после подписания соглашения об ассоциации с ЕС мы переходим на качественно новый уровень взаимоотношении с Евросоюзом. В том числе и в области образования. Для информирования молодых людей о возможностях программы «Эразмус плюс» указанная организация организовала десятого ноября встречу со студентами. Вот что сказала представитель офиса «Эразмус плюс» Лика Глонти:
- Мы осуществляем обменные программы для студентов, а также институциональное сотрудничество (оно касается преподавателей и админстративных работников вузов). Программа «Эразмус плюс» предоставляет финансирование, позволяющее пройти и завершить в Европе один полный цикл образования: можно поехать в статусе бакалавра и уже там получить диплом магистра; в таком же порядке магистр может защитить там докторскую степень. Есть и другой вариант: студент может поучиться в формате избранной программы пару семестров. Студент вправе подать заявку не только в программу собственного вуза, но также и в другой, если действующая там программа покажется ему привлекательнее. Соответственно, в каждом вузе есть три типа целевых групп: для собственных студентов, для студентов другого вуза, а также для социально незащищенных или насильственно перемещенных лиц, этнических меншинств и т.д. В третьей группе более льготный проходной балл. А значит шанс на успех повышается. К каждой программе прилагается перечень европейских вузов, где можно пройти обучение. Очень неразумно нацеливаться исключительно на суперпопулярные престижные вузы, расположенные в столицах и больших городах Европы. Именитость и высокая цена не всегда признак реального превосходства учебных программ и прочих условий. К тому же, проживание в больших городах обходится куда дороже, а значит денег для поездок и других культурных нужд останется меньше. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем выбрать для учебы, к примеру, Париж. Желающим включиться в конкретную программу стоит пошарить по интернету в поисках информации о вузах из предложенного перечня.
Немного информации: Болонский процесс берет начало в середине 1970-х годов, когда Совет министров Евросоюза принял резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования. В 1998 году процесс продолжила Сорбоннская декларация, предусматривающая стандартизацию Европейского пространства высшего образования, а также поощрение мобильности студентов, выпускников и персонала вузов. И, наконец, окончательное оформление стратегии – Болонская декларация 1999 года. Цель болонского процесса – установление европейской зоны высшего образования через сближение и гармонизацию систем обучения в вузах. Способы достижения указанной цели: повышение качества высшего образования, расширение доступа к нему, мобильность студентов, выпускников и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства через ориентацию учебного процесса на рынок труда. Специалисты должны соответствовать не только региональным, но также всеообщим и очень высоким стандартам. Болонский процесс по существу космополитичен; это одно из самых конструктивных проявлений процесса глобализации.
«БОЛЕЕ ВСЕГО МЕНЯ ПОРАЗИЛА ОТКРЫТОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ!»
Камран Мамедов, выпускник 2013-2014 гг магистратуры по государственному управлению университета города Яш (Румыния). В 2011 году закончил факультет международных отношений Университета имени Джавахишвили, а в 2011-2013 г.г. учился в университете им. Церетели в Кутаиси. Оттуда включился в программу Эразмус по программе для нацменшинств. Вот что он нам рассказал:
- Приглашение учиться пришло также из Ниделандов (я подал две заявки). Но программа предусматривала учебу лишь на один семестр, к тому же там жизнь гораздо дороже. Конечно, университет Яша не лучший в перечне предлагаемом программой «Эразмус», однако уровень намного выше того, что в данный момент мы имеем в Грузии. До начала учебы нам преподали месячный курс румынского языка. Было очень трудно, но как-то осилил. Сама учеба по профессии не напрягала. И преподаватели были превосходные.
- Что вас более всего удивило в Яшском Университете – в позитивном смысле?
- Более всего меня поразил стиль взаимоотношений между преподавателями и студентами. Мы общались на равных, могли пригласить преподавателя на чашку кофе, или наоборот – он мог пригласить нас. Курс политической коммуникации читал декан. Мы даже не ощущали, что он должностное лицо. Мог сам предложить: давайте пройдемся по городу и пообщаемся.
- Допустим на секунду, что вы все там вдруг перешли на русский, или грузинский язык. Вы бы обратились к преподавателям на «Вы», или на «ты»?
- Мы бы обратились к преподавателям на «Вы», из уважения к учебному заведению и к ним лично. Однако уверен, что они отвечали бы тем же. Просто равенство отношений перешло бы в формат обращения на «Вы». Вот в Грузии пока нет такой открытости – чувствуется расстояние, а порой даже высокомерие преподавателя по отношению к студенту. Вот в кутаисском госуниверситете я видел, как студенты бегали за лекторами со словом «уважаемый». А те важничали так, словно были пупами мира. Между тем, иные студенты были в некоторых вещах куда информированнее. К счастью, так бывает не везде. Вот в Кавказском университете, где в данный момент я защищаюсь, такого никогда не видел. Вообще, в частных вузах, на мой взгляд, отношения более открытые.
- А как насчет дополнительного бонуса программы, - удалось поездить?
- Конечно! У студентов из менее развитых стран стипендия выше. Вот мне платили стипендию тысячу евро, а студенту из Испании – сто пятьдесят. Неплохая стипендия и сравнительная дешевизна проживания позволили попутешествовать в Чехии, Франции, Испании, Венгрии. Пришлось уладить лишь небольшую формальность: Румыния не является членом шенгена и я оформлял визу. Эразмус – это также возможность познакомиться с интересными людьми. У меня появились друзья в Испании, Италии, Германии. Если вдруг окажусь в этих странах и не свяжусь с ними, они просто обидятся. Теперь собираюсь подать заявку в университеты Осло (Норвегия), Лунда (Швеция), а также в центрально-европейский университет (Венгрия). На этот раз решил пройти курс защиты прав человека (в Осло или Лунде) или теории национализма (в Венгрии). Посмотрим, где получится. А может, даже будет выбор – как в первый раз.
К слову: согласно исследованиям, специалисты, получившие образование в формате программы «Эразмус» имеют вдвое больше шансов на трудоустройство и карьерный рост. Они хорошо подготовленны профессионально, уверены в себе и нацелены на рост и успех. Это возможность не только овладеть профессией и стать конкурентоспособным на рынке труда, но также вырасти как личность. Госпожа Лика Глонти сама провела в Германии в рамках программы пять месяцев и вернулась, по ее словам, совсем другим человеком.
С условиями для включения в конкретную программу документов (тут могут быть различия!) можно ознакомиться по следующему адресу: http://erasmusplus.org.ge/
|