НЕДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ
для детей
Тамара Балавадзе, Грузия/США
фото Галы Петри
фрагмент занятия для детей – переселенцев из приграничного с Южной Осетией горийского района Грузии, 2008 год
Предлагаю детям упражнение «Скульптура». Оно выполняется невербально. Первый участник мысленно задумывает какую-либо «скульптуру-механизм» и пытается это изобразить, затем следующий участник, угадывая, «присоединяет» к скульптуре «свою» часть, и так далее все остальные участники группы. Двое детей «скульптуру» не сооружают, они – наблюдатели. Всего в группе 15 ребят...
Участники тренинга - дети 11-13 лет, прибывшие в Тбилиси после 5-дневной войны 2008..., в основном сельчане. Родители большинства ребят в период военного конфликта 1991 года уехали из Цхинвали, начали налаживать жизнь, построили небольшие домики при поддержке международных организаций, завели огороды, посадили яблоневые и персиковые деревья... А тут новая война... Пока родители бегают в поисках питания и постельных принадлежностей, оформляют потерянные или сожженные документы, мы, группа психологов и педагогов, занимаемся с детьми...
Наконец, упражнение заканчивается, «скульптура» готова. Я делаю хлопок и говорю громко «Стоп!», а затем передаю слово нашим «наблюдателям»...
- Похоже на длинную очередь, или на поезд с 12 вагонами, - заключают маленькие эксперты.
Неожиданный шквал оваций, радостных возгласов, ликования. «Угадали!!!»
Спрашиваю первого участника:
- Анзор, так что же ты задумал?
Глаза ребенка становятся не по-детски серьезными, затем он, несколько взволнованно, отвечает:
- Это товарный поезд, в нем много вагонов, наполненных взрывчаткой. Мы хотим Россию взорвать!
Мне, естественно, не по себе, даже несколько шокирована, но стараюсь сдерживаться. Поворачиваюсь к остальным участникам:
- Ребята, это общее решение? Все хотят этого?
Отвечает 11-летняя Софико:
- Они ведь разрушили наш дом! И дом наших соседей осетин, и в мою собаку снаряд попал... Мы ее даже закопать не успели...
Девочка тихо заплакала.
Я стараюсь внутренне успокоиться и собраться с мыслями. Понимаю, что от меня сейчас многое зависит. Но КАК объяснить этим детям, вынужденным находиться в старом непригодном здании тбилисской редакции «Зари Востока», в котором нет ни стульев, ни кроватей, и даже занятие мы проводим, сидя на надувных матрасиках на полу. Ну не стану же я говорить им о том, что война – это очень злая, жестокая и беспощадная штука, что у нее нет законов, и это не односторонне... Им не до абстрактных дефиниций, у них дом разрушили и в собачку любимую попал снаряд. Это младшие подростки, максималисты, очень чувствительные и эмоциональные, увидевшие в свои 11-13 лет горе и страдание своих близких, кого-то нет в живых, а кто-то пропал без вести... И, вместо того, чтобы в разгаре августа, лазить по деревьям и гонять по двору, они сидят вот здесь, на полу, испуганные и несчастливые...
Но я должна рассказать им, что ненависть – это тоже злая, жестокая и беспощадная штука, и что только любовь спасет нас от войны...
- В прошлом году я ездила в Россию, - начала я, - там проходил большой международный конгресс, собрались психологи и психотерапевты. Мы обсуждали, как лучше помогать людям, чтобы они меньше переживали и тревожились... А после конгресса я была в гостях у моего близкого друга и научной руководительницы. У нее две внучки. Маленькая Полина, которой всего пять лет, очень смышленная и забавная, только увидела меня, так сразу познакомила со своим котенком, которого недавно нашла во дворе и притащила домой.
Вижу, некоторые ребята заулыбались.
- Вы знаете, она недоумевала, как люди могут быть такими злыми и бросать в одиночестве своих котят. Она в свои пять лет мечтает, когда вырастет, нарисовать проект гостиницы для всех брошенных животных. У них в доме живут три кошки и три собачки.
Я сделала паузу.
- Скажу откровенно, я сейчас очень расстроилась, потому что, когда Анзор взорвет всю Россию, погибнет маленькая Полина, мои друзья и многие добрые и хорошие люди, которые не хотели войны...
Молчание.
Начинаю следующее упражнение «Рисуем вместе».
... В конце занятия, как обычно, рефлексия и упражнение «Волшебный микрофон». Каждый участник рассказывает, что понравилось и не очень на занятии. «Волшебный микрофон» дошел до Анзора:
- Мне больше всего понравилось упражнение «скульптура-механизм», где я был первым.
- Ты доволен, Анзорико, что построил поезд из 12 вагонов? - осторожно спрашиваю я.
- Да, здорово получилось, - мальчик посмотрел мне прямо в глаза и вдруг неожиданно сказал САМОЕ ГЛАВНОЕ, именно то, что я хотела услышать хотя бы от одного из ребят:
- ...но пусть это будет другой поезд, и мы в нем повезем не взрывчатку, а вкусные продукты для всех детей в Тбилиси.
- Значит, если я поняла правильно, Россию взрывать передумал?
- Не буду... Пусть никто не умирает. Дети не виноваты.
Мы, как всегда, встали в круг и взялись за руки. Занятие закончилось.
|