РАБОТАЕМ ПО ВЫЗОВУ: ДАМА С АВТОМОБИЛЕМ
И МУЖ НА ЧАС
Любовь СОКОЛОВА, Россия
Гендерные парадоксы в рекламе бытовых услуг стали «фишкой» сезона! «Нет, вы только посмотрите, еще не каждый мужчина имеет автомобиль, а сколько уже дамочек за рулем!» – эту фразу лет пять назад обронил один вполне культурный (даже имеющий диплом соответствующего вуза) человек. Его негодование вполне объяснимо. На стыке тысячелетий начался очередной этап крушения культурных традиций российского общества. Экономике наконец «разрешили» жить по законам природы. Это привело к слому устоявшейся гендерной модели, началось перераспределение социальных ролей, называемых мужским и женским предназначением. Наиболее продвинутая часть бизнес-сообщества сумела с пользой для дела использовать особенности текущего момента.
ИДЕЮ ПОРОДИЛ АДАМ Есть сведения, что первым придумал использовать гендерные парадоксы для позиционирования своего бизнеса некий мужчина. Имя его не известно, но память о нем... Впрочем, желающих использовать его находку без ссылок на автора нашлось достаточно, а потому имя его восстановить уже не удастся. Изобретение не запатентовано! Так вот, он имел в собственности некое автотранспортное предприятие. Одним из направлений которого были услуги такси. Ну как позиционировать такси в миллионном городе, где только нелегальных «бомбил» пруд пруди и градус конкурентной борьбы зашкаливает? Наш безымянный герой подобрал группу водителей женского пола и дал им соответствующее название, в котором авто лексически слилось с обозначением достойной женщины: (авто)леди, (авто)дама … Представления об особой опасности, которую якобы представляет собой женщина на дороге, уже были нивелированы официальной статистикой ГИБДД. Но изюминка осталась. Первоначальный спрос, опиравшийся на простое человеческое любопытство, нужно было подогреть. Для этого был сформирован специфический пакет предложений. Здесь гендерные стереотипы следовало не разрушать, а наоборот усиливать. Доставка детей в детский сад и в школу, а затем доставка их обратно. Услуга востребована чрезвычайно. Но кто доверит такую работу традиционному таксисту? А если речь идет о доставке дочки-красавицы в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет? Леди (авто) в данном случае – вне подозрений. Озабоченные собственным реноме мужья приглашают даму за рулем для обслуживания жен. Подгулявшего на банкете господина товарищи отправляют домой на специально заказанной машине с шофером-женщиной и с наилучшими пожеланиями. Когда водитель мужчина, ничего особенного не пожелаешь, да и номер машины на всякий случай спешат записать. Справедливости ради следует заметить, девушки за рулем оказывают исключительно транспортные услуги. Та же справедливость не позволяет умолчать о том, что они, захватывая место под солнцем, слегка демпингуют. Но упрекнуть за это их нельзя. Традиция оплачивать женский труд по более низким расценкам, чем мужской, сохраняется вопреки всем парадоксам. Успех нового бизнеса привел к тому, что от первого предприятия, использовавшего гендерный элемент в рекламе, вскоре отпочковалась фирма, претендующая на тот же сегмент рынка. Возможно, женские автокоманды в скором времени наводнят и Пермь, и другие города Прикамья, если этому бизнесу удастся преодолеть некоторые изъяны роста. Автономное предприятие, покинувшее создателя, характеризуется следующими недостатками. Дамы используют частные автомобили, амортизация не просчитана. Корпоративное обслуживание в автосервисе не организовано. Поддержание средства производства в рабочем состоянии лежит на мужьях. То есть используется неучтенный, неоплачиваемый и зачастую неквалифицированный труд. За счет этого труда получается у девушек более высокая, чем в рамках прежней фирмы, зарплата. Но это – фикция. Серьезная экономика таких огрехов не терпит. Так что, между нами, девочками, говоря, надо учиться и поскорее переходить из категории дилетантов в класс профи.
СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ МУЖЧИНА «Да ты в доме гвоздя не вбил!» – такой упрек до сих пор имеется в арсенале ортодоксальных тещ и даже, как ни странно, некоторых жен. Представление о том, что муж должен уметь чинить канализацию, тачать сапоги и ремонтировать табуретки, является очевидным гендерным пережитком в эпоху рационального разделения труда. Но где-то там, в глубине сознания, еще живет образ мужичка – золотые руки, который, собственно, этими-то руками и выполняет свои нехитрые супружеские обязанности: приколотить, поправить, починить... Стереотип сложился в эпоху «высокой нравственности» семейных отношений. Поэтому объявления типа «Муж на час» лишь самыми раскрепощенными дамами воспринимаются как намек на сексуальные услуги. На самом деле муж на час куда привлекательнее слесаря ЖЭУ или электрика из профильной компании. «Муж» подразумевает абсолютную универсальность и регулярность отношений, вплоть до абонентского обслуживания и сопутствующих скидок. Надо признать, что название изначально ограничивает рынок, адресуя услугу в основном неполным семьям, состоящим из детей и матери или одной самостоятельной женщины. Правда, названный сегмент имеет выраженные тенденции роста, поскольку понятие «неполная семья» стремительно завоевывает право считаться традиционной. Рамки дозволенного расширяются. Согласитесь, ничто не мешает женатому мужчине вызывать мужа на час для сохранения добрых отношений с тещей. Этот малый бизнес обещает стать со временем очень большим, по мере того как российской общество осваивает ценности буржуазного образа жизни.
|