ЧЕТЫРЕ БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМЫ у людей, которые приехали сюда работать Александр Желенин, Россия фото Ильи Варламова, Россия
Согласно данным опросов, проведенных недавно московским Центром миграционных исследований во главе с Еленой Тюрюкановой, трудящиеся-мигранты, которых опрашивали в 6 регионах Центральной России, тратят на питание в среднем 4500 руб. (150 дол.) в месяц. Эта цифра была озвучена на первой рабочей встрече в рамках Региональной программы по миграции в Центральной Азии, которая реализуется совместно МОМ, ООН-Женщины и Всемирным Банком при поддержке Правительства Великобритании. Тема интеграции трудящихся мигрантов из стран ЦА безусловно актуальна для России, так как больше половины иностранных рабочих в РФ составляют сегодня именно выходцы из четырех стран центральноазиатского региона – Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. В докладе Тюрюкановой справедливо говорилось, что мигранты семейные, особенно семьи с детьми, интегрируются в российский социум гораздо быстрее. Что в общем объяснимо – детей надо определять в детские сады и школы, и таким образом, родителям волей-неволей приходится выходить за границы того замкнутого круга, в котором они обычно находятся в России – работа-дом-работа. Как уже говорилось, в большинстве случаев для устройства ребенка-иностранца в школу никаких юридических препятствий не существует. Фактически, то же правило относится и к детским садам, однако здесь детям из азиатских республик, в том числе, и азиатских республик России, в русских краях и областях нередко отказывают в приеме, руководствуясь исключительно ксенофобскими мотивами. Между тем, из исследования Тюрюкановой следует, что среди трудящихся мигрантов из ЦА женатыми/замужними является 63% опрошенных, 30% – это вдовы или разведенные и лишь 7% – холостые. Только 32% из числа женатых и замужних (15% от всех опрошенных), проживают вместе со своими детьми в России. У остальных – дети остаются на Родине с мамами или бабушками-дедушками. Что тоже понятно – содержать детей в России гораздо дороже. Кроме того, статус многих мигрантов из республик Центральной Азии неопределенный, многие живут и работают нелегально, либо имеют временную регистрацию, которая не дает практически никаких социальных прав, прежде всего, права на бесплатное медицинское обслуживание.
По нашему мнению, главным препятствием на пути интеграции трудящихся-мигрантов в российское общество является позиция государства и работодателей в этом вопросе. Определить, где заканчиваются интересы первого и начинаются интересы последних, зачастую не представляется возможным. Первая и, вероятно, главная проблема – позиция российского государства. Под этим надо понимать: - во-первых, весьма жесткое, по сути своей, антимигрантское законодательство России, - во-вторых, массу подзаконных актов – от постановлений правительства о запрете иностранцам торговать на рынках, до аналогичных решений региональных и местных властей, - в-третьих, беззакония, творимые на каждом шагу в отношении мигрантов милицией. Те законодательные послабления, которые были приняты за последний год, касались только тех, кто имеет разрешение на трудовую деятельность, выдаваемое сроком на 1 год. И то не всех их, а только тех, кто работает у частных лиц. Так что говорить о целенаправленной государственной политике по интеграции трудящихся из стран ЦА в России, пока не приходится.
Вторая серьезная причина, тормозящая процесс интеграции трудящихся мигрантов из Центральной Азии в России – это политика работодателей. Что касается крупных компаний, то именно они, имея большие финансовые возможности, всячески блокируют упрощение легализации трудовых мигрантов. Мигрант, имеющий четкий юридический статус, обладающий точно такими же трудовыми и социальными правами, что и российский работник, крупным собственникам не нужен. Ведь ему придется платить ту же зарплату, что и россиянам, его нельзя будет жестоко эксплуатировать, заставляя работать по 12 и более часов без выходных, отпусков и больничных. Я бы не сказал, что трудовое законодательство России как-то уж особенно защищает российских граждан, но все же, человек, устроившийся официально на работу и получающий зарплату «по-белому», хотя бы всегда сможет выбить ее из работодателя по суду, если ему ее вдруг задолжали. Всё преимущество мигрантов для работодателя, как раз и заключается в их нелегальном статусе. На днях разговорился с двумя женщинами-таджичками, работающими в соседнем продуктовом универмаге. Женщины говорили между собой по-таджикски, но в их речи мелькали слова «ФМС», «миграционная служба». Подошел, спросил, не нужна ли какая-то помощь. Выяснилось, что раз в год директор этого магазина собирает с каждого работника-иностранца по 15 тыс. руб. (500 дол.) «на продление регистрации». Сумма практически равна их месячному заработку. Если учесть, что большая часть ее идет на оплату жилья, питание и денежные переводы домой, то ясно, что собрать такие деньги им очень сложно. По моим прикидкам, половина, если не 2/3 работников этого универсама – мигранты. Видимо это человек 15-20. То есть, «на регистрацию» директор собирает с них примерно 10 тыс. дол. Таким образом, он обирает их не только тем, что недоплачивает им зарплату, но и такими вот поборами. Ясно, что частью этой суммы он делится с чиновниками районного управления ФМС, но большую часть, вероятно, кладет себе в карман. Оказалось, что женщины даже не знают, что оформление разрешения на работу вообще-то выдается бесплатно. В общем – очередной пример, как на труде и бесправном положении мигрантов наживаются коррумпированные чиновники и работодатели. Третья проблема интеграции – замкнутость мигрантов в своем собственном кругу. Например, в описанном выше случае я дал этим женщинам свой телефон, обещал помочь. Например, просто объяснить им их права. Показать где находится ближайшее отделение Федеральной миграционной службы (всего в 10 минутах ходьбы от их универмага). Конечно же, бесплатно. Конечно же, они не позвонили. Привычнее «дать на лапу» своему директору или милиционеру, чем попытаться защищать свои права, в том числе, и с помощью тех людей, которые готовы бескорыстно им в этом помогать. Лишь меньшинство трудящихся-мигрантов обращается за помощью к правозащитникам или журналистам. Отчасти понять их можно – у них нет ни опыта таких обращений, ни времени на это. Но есть и проблема менталитета – привычку решать деньгами все проблемы, возникающие с властью, доверять только своим (родственникам, землякам, близким друзьям) изжить не так просто. Но надо. Особенно если мы говорим об интеграции. И, наконец, четвертая проблема – ксенофобская направленность многих российских СМИ, целенаправленно создающих из трудящихся-мигрантов образ врага. Говорилось и писалось об этом много. Еще больше можно добавить. Однако важно понять, что эта проблема не висит в воздухе сама по себе, а непосредственным образом вытекает из первых двух. статья полностью: http://www.zhuras.ru/?p=376
|