ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА как страны исхода миграции вице-президент Фонда поддержки социальных проектов «Миграция XXI век» Наталия Власова: "Нужно повысить ответственность государства, которое направляет свои трудовые ресурсы в другую страну"
Ежегодно порядка 10 миллионов человек передвигаются в поисках работы. Этому способствует наличие безвизового режима между странами СНГ, неблагоприятная демографическая ситуация, политический и культурно-исторический фактор. Но часто интересы между странами по приему и числу мигрантов не совпадают. В интеграции у России есть преимущество, поэтому она вступила в конкурентную борьбу за мигрантов с целью формирования позитивного имиджа на платформе СНГ. В России миграция восполняет дефицит рабочей силы, стабилизирует демографическую ситуацию, увеличивает численность населения, способствует геополитической безопасности. На данный момент наблюдается ряд конкретных проблем. Отсутствие обеспечения прав мигрантов, наличие теневых посредников, отсутствие достоверной информации по числу мигрантов, незнание ими русского языка. В связи с этим Фонд поддержки социальных проектов «Миграция XXI век» выступил с рядом предложений. Нужно повысить ответственность государства, которое направляет свои трудовые ресурсы в другую страну. Нужна конкретная подготовка трудовых мигрантов к работе в другом государстве. Они приезжают без профессии, знаний и ресурсов. Необходимы инфраструктурные изменения. Нужны институты, которые будут помогать мигрантам адаптироваться, расскажут, как найти работу, жилье, где получить медицинскую справку, как позвонить домой, где и как сделать денежный перевод. Из-за отсутствия достоверной информации о численности приехавших теневые посредники создают свои структуры, подвергают их эксплуатации. Проблемой является разная правовая база в странах СНГ. «Миграция XXI век» предложила проект, который состоит из двух частей. 1. Участие стран СНГ в сертификации профессиональных навыков мигрантов. Для этого необходимы единые стандарты подготовки кадров среди мигрантов. Нужно создать сеть сертификационных центров, где мигранты смогут подтвердить свою квалификацию и знания. 2. Участие стран СНГ в медицинском страховании мигрантов и членов их семей. Пока получается так, что мигрант обращается в национальную диаспору, ему за деньги находят врачей и делают справку. Это не удобная практика. Необходимо конкретно и последовательно отработать модель привлечения мигрантов. Нужен более плотный контакт между страной, откуда приезжает мигрант, и принимающей стороной. Более тесное сотрудничество с бизнес-структурами. А также общая система учета мигрантов. Необходимо создание единого координирующего органа – международной комиссии по миграции. Мало уделяется внимание оценке количества денежных переводов трудовыми мигрантами. А это значительная доля ВВП. Этот механизм может быть одним из ключевых моментов интеграции между странами. Для России это также является пополнением бюджета.