Четверг
25.04.2024
21:07
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Идея о визах в Россию для стран Центральной Азии. Ваше мнение:
Всего ответов: 91
РАЗДЕЛЫ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДВИЖЕНИИ гражданская платформа [18]
региональная программа по продвижению прав трудящихся мигрантов
МИГРАНТЫ и МИГРАЦИЯ [251]
ООН Женщины: Региональная программа по миграции в Центральной Азии
Женский Корпус Мира [5]
ООН Женщины в Центральной Азии и на Южном Кавказе
Альянс женщин Грузии и России [16]
Создан в декабре 2009 года. Цель - оздоровление отношений между двумя странами
Боевая труба [17]
зовет
Двойные стандарты [37]
мы равны, но он равнее
Повод для оптимизма [31]
все же он есть!
Политика равенства [69]
как системное и осмысленное стремление
ПЛОХИЕ традиции [16]
против человека
Практики подавления [50]
Практики сопротивления [117]
Полезная информация [15]
Текущий момент [65]
Экономика: Ж и М [10]
Сказать своё [52]
трибунка
Что вы об этом думаете? [38]
..а нам бы всё хиханьки [25]
серьёзное выражение лица ещё не есть признак ума
Кыргызстан: [132]
2010 и далее
КАРАГАНДА: битва с психологией [7]
история конфликта
Колонка: А. Авганов, сын своего отца [32]
Россия+Таджикистан - авторская колонка сына двух культур
Колонка Дарьи Лис: люди с безграничными возможностями [2]
местоположение автора: Беларусь
Колонка Ларисы Бау: мой незамутненный взгляд [29]
местоположение автора: США
Колонка Светланы Сененко: Ж+М= любовь [12]
местоположение автора: Украина/США
Колонка Светланы Шакировой: расскажу про ФЕМИНИЗМ [4]
местоположение автора: Казахстан
Колонка Самиры Кузнецовой: записки провинциальной девчонки [16]
местоположение автора: Грузия
Колонка Тамары Балавадзе: взгляд психолога-журналиста [33]
местоположение автора: США/Грузия
Колонка товарища Сухова [122]
местоположение автора: Россия
Колонка Филиппа Улановского [8]
местоположение автора: Грузия
Колонка Яны Темиз: заметки с турецкой кухни [3]
местоположение автора: Турция
Колонка Александра Попова: рассказы многостаночника [25]
многостаночник, пролетарий умственного труда
Колонка Саида Чинкейры: чеченец в большом мире [6]
Чеченский театральный режиссёр, журналист. Вынужденно проживает в Европе
Колонка Севиндж Мамедьяровой: Я и Он(и) [2]
журналистка из Баку
Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте [95]
журналистка из Тбилиси
Чеченские журналистки : ЭХО ВОЙНЫ [14]
письма из Грозного
Литтренинг [3]
проба пера
UPD на сайте [59]
внутренний линк
АРХИВ Дело Умиды Ахмедовой, Узбекистан [71]
история судебного преследования 2009-2010
АРХИВ Фатима и муфтий [12]
Русская мусульманка против муфтия Карелии
Форма входа
ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: САЙТЫ
  • Старая версия журнала КавкАзия
  • Журнал "Диалог женщин"
  • Сообщество uCoz
  • Gender Museum Украина
  • Gender Channel Украина
  • ГендерМедиаКавказ Грузия
  • Гендерные исследования в Центральной Азии, Казахстан
  • Харьковский Центр Гендерных исследований
  • Белорусская женская сеть
  • Страничка антиглобалисток из Воронежа
  • Детский Сайт, Кыргызстан
  • Российская секция Комитета за Рабочий Интернационал
  • Клуб путешественниц, Россия
  • независимая интернет-газета "Политика", Россия
  • Группа "За феминизм"
  • Журнал «Нет — значит нет»
  • Феминизм по-русски
  • Дорога к свободе. Вопросы гендерного насилия
  • Демагогия. Ру
  • ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ТРУДОВЫМ МИГРАНТАМ, Казахстан
  • Гендерная страница, Россия
  • Путь Лисистраты. Радикальный феминистский ресурс, Россия
  • ADAM Антигламурный журнал, Казахстан
  • Гендерный Маршрут, Беларусь
  • GWANET Гендер и вода, Центральная Азия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, Молдова
  • Женщины мира в Дании
  • KGinfo.ru информационно-аналитический портал
  • Центральная Азия: Ассоциация ремесленников
  • ГОЛОС ЖЕНЩИН: объединение свободных организаций, Россия
  • МАМА СОЛО, Украина
  • ПРОФСОЮЗ трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях Россия
  • Дайджесты новостей по миграции Центральной Азии
  • ЖЕНЩИНА и ПОЛИТИКА, Армения
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР для НКО, Россия
  • Гендерная страница, Россия
  • С КЕМ МЫ ДРУЖИМ: БЛОГИ
  • Васко да Гала
  • Шупака
  • Светлана Сененко
  • Пепсиколка
  • Фото-сайт Анны Богуш
  • Наталья Биттен
  • Фото-сайт Гоги Цагарели
  • Яна Темиз
  • СМОТРИТЕ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ!

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПОИСКАТЬ НА К@вкАзии
    ХРОНОЛОГИЯ ОПУБЛИКОВАННОГО

    К@вкАзия

    Главная » 2016 » Апрель » 26 » наука о мысли
    18:48
    наука о мысли

    ЧЕТЫРЕ  СТИХИИ
    человеческой души

    Медея Гогсадзе
    фото автора: Эзар Хвичия

    Во времена глобальных перемен все большую актуальность приобретают культурологические и социологические теории. На этот раз у нас в гостях доктор обществоведения Эмзар Хвичия, многие годы стремившийся докопаться до механизмов, двигающих человеческое общество. В результате родилось его детище – ноология.  Наука о мысли, так звучит дословный перевод. В отличии от теории этногенеза Льва Гумилева, согласно которому специфические черты нации формируются под влиянием внешних исторических условий,  теория господина Хвичия  более психологична.  Она является развитием теории установки Дмитрия Узнадзе, согласно которой основой активности человека является его неосознаваемая готовность к действиям в определенном направлений.

    ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БАЛАНСА
    Эмзар Хвичия (руководитель центра ноологии при ТУГ ):

    - Базисными понятиями ноологии являются четыре психические стихии участвующие  в любой человеческой активности, проявляясь и на социальном, и на политическом уровне.  Я их назвал следующим образом: «мания формы»,  «мания одоления», «мания релаксации» и «мания управления». Заранее оговариваюсь:  тут нет никакого психиатрического содержания. В этом случае термин «мания» отражает доминантность конкретной стихии в каком-нибудь человеке, или процессе. В случае биологических индивидов  происходит непрерывная смена всех четырех стихий. Человек является исключением. В его случае происходит самоидентификация с одной из  психических  стихий. В результате получаются четыре качественно разных типов личности. В случае самоидентификации с маней управления мотивом к действию является  достижение согласия (с другими субъектами, со средой), в случае мании формы мотив действия долг (перед собой, или другими субъектами), для мании одоления – равенство (к примеру, с другими индивидами для эффективности действия), а в случае релаксации – мотивом является свобода.
    -  То есть, образно говоря,  их можно назвать так: «борцы» (мания преодоления), «управленцы» (мания управления), «догматики» (мания формы), и «потребители» (мания релаксации)..
    -В какой-то  мере да. Однако, следует учесть: потреблять, бороться, соблюдать правила и управлять может каждый из этих типов – по своим возможностям. К примеру, «потребители» американцы прекрасно могут воевать если им хорошо заплатят. А вот одоленцы русские могут воевать и даром, но потреблять тоже не отказываются.
    - Вы сказали, что принцип четырех стихии действует и в политических процессах. Как это проявляется в разные исторические эпохи, когда обществу приходилось решать различные проблемы становления, развития, или даже выживания?
    - Зависит от конкретного исторического периода. Ход истории определяет  последовательная смена этапов активности психических стихий подчиняющающаяся определенной объективной закономерности.  Это мы называем сменой нооценозных (цивилизационных) фаз. Начальный этап истории цивилизации можно назвать эпохой тотемного сознания.  Каждое сообщество себя отождествляло с каким-нибудь животным, от которого оно по их представлению происходило. И приписывало ему качества доминантной в этом сообществе психической стихии.  Одни и те же животные в представлении разных народов наделены разными качествами.  К примеру:  заяц в русском фольклоре трусливый персонаж, а в африканском – хитрый и находчивый.  Примерно  то же самое имеет место при избрании тотемов. Образ тотема формировался в соотвествии с психотипом  конкретного сообщества. Второй этап развития можно назвать уровнем мифологического сознания. Это означает интерпретация внешнего мира по мифологическим образам.  Именно в это время происходит объединение-слияние общин содержащих до этого все четыре психотипа и соответствующие им тотемные касты – нации. В понимании ноологии нация – это объединение носителей одной психической стихии. Процесс протекает на фоне борьбы тотемов. Психологические характеристики победившего тотема становились ведущими в данном сообществе.
    - Очень интересно отображен этот процесс в мифологических историях о борьбе божеств. Ведь за каждым из них стоял образ животного из которого вырос образ того, или иного бога..
    - Ну да. Дальше психотип сообщества развивался в русле выросших из тотемного мышления мифологических образов.  По ходу на огромных пространствах происходило  формирование однородных общностей, или этносов – как обособленных наций. Именно это произошло в Элладе, Египте и во многих других местах. И в продолжении всего этого процесса происходила смена фаз вышеуказанных четырех стихий.
    - И какая же из них была доминантной, к примеру, в эллинской общности?
    - Это зависит от конкретной эпохи. В Микенской эпохе (до двенадцатого века до н.э.) очевидна доминантность мании одоления. Эллины пришли на Балканы в амплуа нации мании одоления. А местные  пеласги были носителями  мании управления. В следующей фазе (XI-IV в.в. до н. э.) эллинско-пеласгское сообщество  трансформировалось в нацию-носитель мании релаксации. В эпоху македонских завоваений снова акцентировалась мания одоления, но дальше инициативу перхватил Рим. И окончательно с третьего века новой эры эллинский мир трансформировался в Византию – феномен мании формы.
    -  А что можно сказать об Египте с его акцентом на кастовую упорядоченность структуры общества и строгую геометричность архитектуры?  
    - Египет – это цивилизация с доминантностью мании формы. В этом регионе засушливый период сменялся наводнениями. Египтяне ответили на этот вызов созданием упорядоченной оросительной и дренажной систем. Следует подчеркнуть: в эпоху мифологического мышления стартовая позиция в той или иной мере зависит от природных условий и рода деятельности. Однако, с наступлением  новой нооценозной (цивилизационной) фазы меняется тип действий. Выбор методов решения проблем зависит от активизаций стихий, которые  соответствуют  данной фазе. Не раз случалось что кочевники – нации носители мании одоления  оседали и превращались в земледельцев – носителей мании формы. Завоевав пол Азии кочевники монголы осели на завоеванных землях и ассимилировались в формате мании формы. То же самое можно сказать о кочевниках-турках.
    -Однако все эти стадии послужили  «идеальной средой» для конфликтов. Неужели нет такой  которая поспособствует  всемирному балансу?
    - Сначала завершим картину. В эпоху смены мифологического сознания религиозным  (в Европе это было связано с христианством) каждый из психотипов содал свою версию христианства. Этим объясняется множество разных течений. обусловивших множество религиозных столкновений. На этом этапе баланс практически невозможен. Такая возможность появляется лишь на четвертом этапе развития. Это – этап научного сознания (по дефиниции ноологии).  В Европе он настал раньше остального мира – в  XVIII веке.  Я имею в виду эпоху просвещения..
    - Однако как раз этот этап был отмечен множеством военных столкновений..
    - Да, и в первую очередь французской революцией, которая завершила этап доминантности институтов религии над политическими институтами. Началось познание мира через научные парадигмы. Однако институтов соответствующих новому порядку еще не существовало. А старые институты пытались сопротивляться. Пример этого инквизиция. Сопротивление исторической диалектике можно назвать «эффектом минотавра»,  существа, у которого человеческое тело совмещено с головой животного. Это символизирует шаг назад.
    - То есть не случайно именно в этот период окончательно оформились тайные общества типа масонов и иллюминатов делающих акцент на научную мысль? Ведь инквизиция пыталась законсервировать общество на стадии религиозного сознания. Много пишут о роли тайных обществ в создании США, куда революционная Франция с помпой отправила статую Свободы. Новый мир ассоцировался тогда с открывшимися возможностями и общественным прогрессом..
    - Это «кентаврический эффект» реализации мании релаксации. Кентавр – символ начала перехода на последущую ступень. У него наоборот – тело животного и  передняя часть человека. Параллелей в этом смысле можно найти много. При переходе на последующую ступень общественного развития процессы с кентаврическими и минотаврическими эффектами происходят постоянно.  Сейчас мировое сообщество достигло критического рубежа своего развития, которое выражается в потребности реализовать манию формы институционально. А значит появилась возможность отвратить эти постоянные приливы и отливы кентаврических и минотаврических эффектов.
    - То есть, мы живем в очередном переходном периоде?
    - Вернее мы находимся на этапе окончательной стабилизации четвертой ступени развития (ноофилогенеза).  Суть этой ступени –в доминантности научно выверенной мысли. Это шанс для достижения баланса.  Ноология является инструментом достижения этого состояния.
    - А как можно интерпретировать исторический путь Грузии и психотип грузин через призму вашей теории?
    - Грузия прошла через многие фазы развития и влияний. В момент нашествия монголов у нас за плечами уже был Ренессанс и шел процесс перехода на четвертую ступень. Нашествие монголов отбросило назад и Грузию, и все передовые страны Передней Азии. В результате инициатива отошла к Европе.
    - То есть мы потеряли очень серьезный шанс?
    - Да, но к началу двадцатого века грузинское общество компенсировало разрыв. И даже вышло в число передовых нации перешедших на четвертую ступень филогенеза. Дмитрий Узнадзе – один из частных примеров этого явления.  Это тема для отдельного и очень обстоятельного разговора.  

    Категория: Колонка Медеи Гогсадзе: Грузия в контексте | Просмотров: 848 | Добавил: Gall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]