ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ
Медея Гогсадзе, Грузия
фото прислано автором
Наши соотечественники в эмиграции - тема далеко не новая, но все так же болезненная. Особенно с учетом того, что подавляющее большинство уехало не от хорошей жизни и не за роскошью. Надо было удержаться на плаву или элементарно выжить. Осознавать все это очень больно. Еще больнее, когда люди уезжают от греха подальше. Именно о таком случае мы расскажем сегодня читателю. Знакомьтесь: Зураб Датуашвили и Манана Гурчумелидзе. Семейная пара, разменявшая уже пятый десяток и для многих служившая образцом супружеской идиллии. Свой золотой юбилей они, скорее всего, отпразднуюет в далеком Торонто.
ЛЮДИ И ОТНОШЕНИЯ
Манана:
- Более половины населения Торонто - эмигранты. Практически все или почти все прекрасно интегрировались. Канадцы очень доброжелательные, спокойные и открытые люди. Тут не принято сплетничать, обсуждать других. Люди занимаются своими делами: живут сами и дают жить другим. А все потому, что очень уважается индивидуальность. Вместе с тем, семья - очень важная составная жизни. Почитание семейных ценностей закреплено на законодательном уровне. К примеру, если окажется, что один из супругов совершил адъюлтер, будьте уверены, при разводе он не получит ни цента, если даже имущество было нажито совместно. Население не особенно интересуется политикой. Это в сущности ни к чему – социальная защищенность очень высокая. А значит доверие к правительству тоже. Если человек работает даже на самой низкой позиции, он имеет достаточно, чтобы не беспокоиться о завтрашнем дне. А в случае необходимости всегда есть возможность включиться в какую-нибудь социальную программу. Все это достигается за счет высоких налогов. Однако, они идут строго по назначению. Не бывает ли тут коррупционных скандалов? Бывает, конечно. Но виновные несут заслуженное наказание, какую бы высокую должность они не занимали. Поблажек не будет. Перед законом тут все равны.
Зураб:
- Норд Йорк, район Торонто, в котором мы проживаем, можно назвать русскоязычным. Насколько тут актуален национальный вопрос среди эмигрантов? В среде русскоязычных совершенно очевиден антагонизм между двумя сильными общинами: украинской и русской. Однако, все это имеет вполне цивилизованную форму. И русские, и украинцы могут провести акцию в поддержку своей исторической родины с лозунгами и транспарантами типа: «НЕТ ФАШИЗМУ!». Под фашистами, естественно, подразумевается противоположная сторона. Однако, это никогда не произойдет одновременно и рядом – в пику друг другу. И уж тем более не примет форму перепалки или физической расправы. Канадское общество неконфликтно по своей природе. Хороший пример оказался заразительным. За годы проживания эмигранты вписались в местную политическую и гражданскую атмосферу: произошла, если можно так выразиться, «канадизация» эмигрантов – при сохранений национальных черт.
В ОБНИМКУ С ПРИРОДОЙ
Зураб:
- Эта самая неконфликтность и гармоничность нашла выражение также в отношениях человека с окружающей средой. Канада – великолепный пример гармоничного сосуществования с дикой природой. Самые смелые урбанистические проекты по расширению городов тут ухитрились реализовать сохранив в муниципальной черте первозданные лесные парки. За ущерб причиненный животным в канадском законодательстве предусмотрены солидные штрафы. Это оказалось на пользу и горожанам, и флоре-фауне. Люди дышат чистым воздухом и наслаждаются природой. А зверушки спокойно живут и размножаются. Представьте, прогуливаясь в городском лесу можно увидеть предупреждающую табличку: «Осторожно – возможно нападение койотов!».
Город Торонто, прекрасное сочетание старины и современности, расположен у озера Онтарио. Того самого, у которого охотились любимые герои нашего детства – Чингачгук и Натти Бампо. По его улицам важно семенят дикие гуси, а в скверах белочки прыгают прямо на колени и выпрашивают угощение. Утром на крыльце можно обнаружить уютно устроившегося енота. Эти зверушки устраивают ночные променады по городу. Еще они обожают лазить по мусорным бакам, выйскивая вкусности, совершенно не реагируя при этом на людей. Иногда мне кажется, что спокойствие и миролюбие канадцев передалось и местной фауне.
КОГДА РОДИНА-МАТЬ СТАНОВИТСЯ МАЧЕХОЙ
Манана:
- Как мы оказались в Канаде? Эта очень невеселая история. Помните выступления учителей в конце 90-х г.г когда месяцами задерживали зарплату?! Я тогда преподавала физику в одной из школ Кутаиси. Мы основали забастовочный комитет, председателем которого я стала. Потом предложила основать в Кутаиси независимый профсоюз учителей и школьного персонала «Солидарность». Меня выбрали председателем. Это был первый альтернативный профсоюз со времен СССР. Моя несговорчивость досадила руководству. Решение убрать меня с должности было принято в бытность министром Шашкина. В 2007-м к нам направили финансовую ревизию, но придраться ни к чему не смогли. А в 2010 году министр вызвал директоров и запретил учитывать в бухгалтерии членские взносы от учителей. Наиболее сознательная часть педагогов решила вносить деньги на счет нашей организации в банке. Однако, «Народный банк» и «Либерти-банк» отказались принимать сумму взносов. Таким образом, организация осталась без финансовой подпитки. Параллельно работали и с учителями: мол, уберите председателя, от него все ваши проблемы. К сожалению, многие проявили слабость – видимо боялись потерять работу. Хочу подчеркнуть: главным минусом нашего профсоюза была пассивность большинства. Однажды Каха Ломая мне даже сказал: вот приходишь, мол, всегда чем-то недовольная. А учителя в школах мне только хлопают...
А вот актив очень много работал.Уже с самого начала мы выпускали газету, которая распространялась бесплатно среди членов профсоюза. Была там рубрика: «Спрашивайте – ответим!» За все время существования издания не пришло и пяти вопросов! У людей не возникало даже вопросов, понимаете?! Во время августовской войны я связалась с зарубежными друзьями и стала собирать пожертвования для пострадавших учителей. Информация о перечислениях вместе с реквизитами выкладывались на специально открытом сайте. И что же? На конференции в Гори люди, которым я помогла спросили: а когда, мол, отдадите то, что вы домой унесли? За этим чувствалась направляющая рука. Даже добились моего переизбрания. Наконец, решила, все – хватит! Мы с мужем посоветовались и приняли решение об эмиграции. Было это в 2010 году. Я как раз должна была ехать в Канаду на очередное профсоюзное мероприятие. По прибытии обратилась к местным властям с просьбой о политическом убежище. После кропотливого изучения вопроса мне его предоставили.
Зураб:
- На мой взгляд, Манана еще очень долго продержалась. Когда в медиа распространилась информация, что моя супруга обратилась к правительству Канады с просьбой о предоставлении политического убежища меня тоже с работы попросили – без всяких объяснений. Я тогда работал на Марабда-Крцанисской железной дороге консультантом по археологии. А также в основанном профсоюзом учителей ООО «Ганатлебис самкаро» – редактором печатного издания независимых профсоюзов. Года два просидел без работы. Меня поддержал зять – муж старшей дочери. Позже учредитель газеты «Хроники +» Элисо Киладзе предложила место редактора. Там я проработал где-то около года. А в Канаду приехал в прошлом году – в формате воссоединения семьи.
ПЛАНЫ
Зураб:
- Чем я собираюсь тут заниматься? Посмотрим! Проживание политических беженцев полностью оплачивает государство – по специальной программе. Я бы мог подать прошение и снять этот статус. После этого можно уже работать. Мешает языковой барьер. Тут везде слышна русская речь и пока я не смог выйти из этого пространства. По профессии я историк. В Канаде фенкционируют НИИ, ориентированные на пост-советское пространство. Есть также направление кавказологии. Если сумею подтвердить свой диплом, я мог бы попробовать свои силы. К тому же научным сотрудникам очень достойно платят. И условия работы превосходные. Могу выбрать стезю педогога истории или задействовать опыт в журналистике. В Торонто выходят пять или шесть высококачественных русскоязычных газет. Их раздают бесплатно везде – в магазинах, клиниках. Грузиноязычная газета «Мамули» тоже есть, но качество, мягко говоря, не очень. Так что можно подумать и об издании нормальной грузинской газеты. В общем посмотрим. Конечно, придется выучить аглийский язык; возможно даже пройти профессиональную переподгтовку. Моя супруга через год уже имеет право подать прошение на получение гражданства. Мне же еще предстоит прожить тут три года до обретения такой возможности. Причем, совсем не факт что просьбу удовлетворят. Следует соответствовать определенным критерям: свободное владение языком, знание местных законов, истории страны. Нужно также сдать соответствующие экзамены. Решение выносится лишь после кропотливого изучения всех данных.
Манана:
- Я бы давно чем-нибудь полезным занялась, но подкачало здоровье. На почве всех перенесенных стрессов у меня развилась злокачественная опухоль. Пришлось лечиться. Лекарства которые я принимала плохо отражаются на памяти. Теперь, слава Богу, все позади. Думаю, без особых проблем освою английский язык. А потом решу, что делать. Есть возможность заняться бизнесом. Будет также неплохо учредить НПО, которое займется делами молодежи. Так что на энергию не жалуюсь и надеюсь сделать еще много полезного. Знаете, по большому счету, я даже благодарна тем, кто своим отношением невольно поспособствовал тому, что мы здесь оказались. Нет худа без добра и теперь, слава Богу, все проблемы позади. Главное, я вместе с дорогим для меня человеком – мужем. И моя младшенькая дочка – Гванца тоже со мной. Она училась в Тбилиси в сельскохозяйственной академии Кахи Бендукидзе. А тут работает в одной энергокампании. С гордостью подчеркиваю: взяли ее туда по конкурсу. Так что все хорошо – я спокойна и счастлива. Жизнь понемногу налаживается. Вот только жаль, что наши способности и энергия послужат уже не Грузии.
|