Чем привлекателен Европейский Союз
для «простого человека»
Интервью КавкАзии со Свеном Миксером, министром иностранных дел Эстонской Республики
- Господин министр, Эстония, с ее 1,3 миллиона жителей, демонстрирует гордый пример того, как даже небольшая страна может добиться впечатляющих успехов.
- Мы гордимся тем, что в рамках нашего председательства в текущем полугодии мы управляем действиями всего Европейского Союза с его более чем 500 миллионами жителей и влияем на приоритеты этой огромной формации.
- Пример Эстонии способен вдохновить и другие страны, имеющие общее прошлое и стремящиеся войти в Европу.
- Для нас и для наших добрых соседей – Латвии и Литвы – неизменным приоритетом является поддержание и развитие отношений Европейского Союза с нашими восточными соседями. Поэтому одним из естественных приоритетов председательства Эстонии во второй половине 2017 года стало общение с восточными партнерами и обеспечение их более тесного сотрудничества с Европейским Союзом. Нужно иметь в виду, что в контексте Европейского Союза Восточное партнерство обозначает структуру отношений с шестью государствами к востоку от Европейского Союза – Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Украиной и Беларусью.
- Все эти страны такие разные, и в каждой борются часто противоположные политические линии…
- Находясь на посту министра иностранных дел, с февраля этого года я посетил с визитами почти все государства Восточного партнерства. Поэтому я могу с уверенностью говорить о том, что к Эстонии в регионе испытывают большое доверие, наши усилия оставляют глубокие следы, а ожидания партнеров по развитию отношений в период председательства Эстонии остаются высокими.
Поддержание и развитие отношений – не просто красивая фраза. Европейский Союз уже достиг хороших результатов в работе с открытыми для сотрудничества восточными партнерами – результатов, которые приносят пользу рядовым жителям этих государств.
Для многих людей, несомненно, крайне важен безвизовый режим посещения стран Шенгенской зоны – такая возможность сегодня уже доступна гражданам не только Молдовы, но и Грузии и Украины. Менее актуальным для простых граждан было вступление в силу соглашений об ассоциации, заключенных между Европейским Союзом и Грузией, Молдовой и Украиной. Это самые прогрессивные соглашения, когда-либо заключенные между Европейским Союзом и третьими странами. Благодаря соглашениям, эти партнеры стали политически и экономически ближе к Европейскому Союзу. Формула проста: партнеры перенимают нормативно-правовую базу ЕС, и за это им постепенно открывается доступ к внутреннему рынку Европейского Союза. Вступление в силу данных соглашений не означает окончания сотрудничества – как раз наоборот. Новые обязательства, в частности, осуществление реформ, дают партнерам возможность требовать от Европейского Союза больших уступок в будущем.
- В странах Восточного партнерства идет острая политическая борьба. Силы, стремящиеся к европейским стандартам прав человека, вынуждены противостоять очень серьезным противникам.
- Многие восточные партнеры по-прежнему верят в «Европейский проект» и его преображающую силу, стремясь стать похожими на нас. Эту веру нужно поддерживать. Мы хотим, чтобы в этих государствах действовал демократический, прозрачный и уважающий права человека режим, радеющий за свой народ, а не за коррупционные интересы. Развитие экономических отношений с партнерскими государствами очень важно, но при этом наши предприниматели хотят, чтобы их инвестиции были защищены и соблюдались правовые нормы. Поэтому при планировании дальнейшего партнерства следует учитывать те действия, которые укрепляют наши общества, позволяя им успешно сопротивляться пагубному давлению извне и изнутри.
- Имея в данный момент очень высокий уровень влияния, какие стратегически линии вы стремитесь заложить на будущее?
- В период своего председательства в ЕС Эстония преследует две широкие цели развития Восточного партнерства: во-первых, поддерживать политическое внимание Европейского Союза к партнерству, и, во-вторых, улучшать партнерство в ходе председательства.
Поскольку договорные и институциональные аспекты отношений между Европейским Союзом и восточными партнерами уже проясняются, сейчас основное внимание уделяется тем проектам сотрудничества, которые ощутимо улучшают жизнь простых людей. Нужно признать, что, несмотря на евроинтеграцию и субсидии ЕС, рядовые граждане этих стран могут и не связывать озвучиваемые потребности в реформах и сопутствующее повышение своего уровня жизни с Европейским Союзом. Такое положение дел подрывает не только народную поддержку преобразований, но и общий курс на образ жизни, следующий европейским ценностям. Проблемой является и недостаточная осведомленность населения – здесь еще многое нужно улучшить.
|