НАСТУПЛЕНИЕ НА ПРАВА ЖЕНЩИН В УКРАИНЕ реформы за наш счет – это дискриминация резолюция круглого стола «Состояние соблюдения прав женщин в Украине на современном этапе» (рекомендации - в конце текста) прислано Оленой Сусловой, Украина фото Галы Петри
Мы, участницы и участники круглого стола «Состояние соблюдения прав женщин в Украине на современном этапе», организованного Подкомитетом по международно-правовым вопросам и гендерной политике Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Верховной Рады Украины, выражаем глубокую озабоченность состоянием соблюдения прав женщин на современном этапе общественного развития, процессами разрушения институционального механизма, крайне неудовлетворительным состоянием реализации государственной политики в этой сфере, невыполнением правительством взятых на себя международных обязательств и обязательств перед украинским народом. Украина является участницей Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин; Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Двенадцатого протокола к ней, устанавливающего категорический запрет дискриминации по любому признаку; Конвенции Совета Европы о мерах по борьбе с торговлей людьми; других международных документов в области прав человека. 11 мая 2011 Украина приняла председательство в Совете Европы, организации, принципами деятельности которой являются демократия, верховенство права и права человека. Одновременно оценки общественных организаций и экспертов свидетельствуют о многочисленных проявлениях нарушений прав женщин в Украине - как со стороны государственной власти, так и при ее попустительстве или игнорирования, что противоречит нормам украинского законодательства, международным обязательствам и современным стандартам прав человека. Так, ухудшение ситуации с правами женщин наблюдается вследствие запланированной пенсионной реформы, по своей сути является попыткой решить существующие проблемы пенсионного обеспечения путем повышения пенсионного возраста женщин, без учета двойной нагрузки, разрыва в заработной плате мужчин и женщин, без отказа от льготных сверхвысоких пенсий определенным категориям государственных чиновников, наличие которых нарушает принципы социальной справедливости и адекватности пенсионного обеспечения трудовому вкладу. Ожидаемая экономия от повышения пенсионного возраста женщин, по оценкам экспертов, составит около 2 млрд. грн. в год, тогда как использование других имеющихся возможностей позволяет наполнение Государственного бюджета в сумме свыше 15 млрд. грн. Принятие Налогового кодекса крайне отрицательно повлияло на женщин-предпринимательниц, которые работают в малом и среднем бизнесе или по контракту, лишив их и их семьи и тех, преимущественно незначительных, доходов, которые они имели. Происходят дальнейшие попытки наступления на права женщин в сфере труда. Так, проектом закона «О государственной службе» (ст.42) предусматривается увольнение государственного служащего в случае «неявки на службе в течение более 60 календарных дней или более 100 календарных дней в течение года вследствие временной нетрудоспособности (без учета времени отпуска по беременности и родам)». Указанное положение касается, прежде всего, женщин, которые обычно занимаются здоровьем детей и других членов семьи, а потому могут подпадать под подобную категорию. Дискриминация в отношении женщин в процессе найма ограничивает возможности женщин устроиться на работу, в том числе - на высокооплачиваемые и престижные должности. Работодатели - как в частном, так и в государственном секторах - регулярно подчеркивают желаемый пол работника в объявлениях о вакансиях и используют информацию о семейных обстоятельствах, которую они требуют во время собеседований, чтобы отказать женщинам в работе. Требования относительно возраста и внешности тоже становятся преградой, даже если женщины полностью соответствуют должности по своим профессиональным качествам. В результате женщины все больше вытесняются в низкооплачиваемые сферы услуг и государственный сектор, либо ищут работу в нерегулируемом теневом секторе. Правительство Украины, не предупреждая дискриминации в отношении женщин, нарушает украинское законодательство и международные обязательства. Вместе с тем, украинское законодательство запрещает женщинам занимать определенные должности и выполнять определенную работу. Такие меры имели целью защитить женщин от тяжелых и опасных условий труда. Но количество этих ограничений превышает принятые международные нормы регулирования труда женщин, а определенные украинским законодательством инструменты защиты женщин основаны на необъективных критериях, которые противоречат принципам гендерного равенства, оказывая дискриминационный эффект на женщин, снижая их конкурентоспособность на рынке труда. Права женщин нарушаются и отсутствием доступа женщин к принятию решений и участию в управлении государственными делами. В Украине пирамида является символом представительства женщин в органах власти. Напоминаем, что по численности женщин в парламенте Украина занимает 110 место среди 188 стран. Вместе с тем проект нового избирательного закона не содержит положений о гендерном квотировании. Дискриминационные в отношении женщин многочисленные сексистские высказывания руководителей всколыхнули не только украинскую, но и международную общественность. Полная бездеятельность государства и неспособность защитить женщин от нарушения их прав проявляется в создании гендерно-стереотипных программ в СМИ и распространении сексистской рекламы. Использование оскорбительных и унизительных образов женщин в современном медийном пространстве Украины не вызывает никакой реакции со стороны государства даже при многократных обращениях общественных организаций. Мы констатируем также факты системного игнорирования обязательств, взятых на себя государственной властью в части оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия и торговли людьми. В декабре 2010 г. Кабинет Министров Украины утвердил план мероприятий по проведению Национальной кампании "Стоп насилию!" на период до 2015 г. Но Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, которое отвечало за этот план, ликвидировано. Кроме того, правительство, очевидно, и не планировало выполнять свой основной долг - обеспечивать и защищать права граждан, оказывая помощь пострадавшим от насилия в семье: словосочетание «оказывать помощь» не встречается среди мероприятий кампании. С принятием 29 декабря 2010 Кабинетом Министров Украины Распоряжения № 2355-р «О проведении эксперимента по подготовке специалистов для МВД», дискриминация по признаку пола превратилось в явление, закрепленное в государственных правовых документах. Следствием Указа Президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти путем реорганизации, ликвидации действующих на сегодня центральных органов исполнительной власти и образования новых министерств» стало такое переформатирование центральных органов исполнительной власти и их подразделений на местах, когда без внимания остались важные сферы государственного управления - в течение четырех месяцев ни на один орган исполнительной власти не были возложены функции реализации гендерной политики, противодействия торговле людьми и предупреждения насилия в семье. Сегодня эти функции переданы Министерству социальной политики, однако в перечень не попали обязательства в сфере противодействия торговле людьми, в частности предупреждения и оказания помощи пострадавшим. До сих пор не принят комплексный закон «О противодействии торговле людьми», проект которого разработан уже ликвидированным Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта совместно с международными и общественными организациями. Не утверждены Государственная программа противодействия торговле людьми на 2011-2015 годы, Общегосударственная целевая социальная программа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2015 года, Общегосударственная программа поддержки семьи на период до 2015 года. Под угрозой срыва находится реализация Плана сотрудничества между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Украины по вопросам противодействия торговле людьми, согласно которому каждое из государств, в том числе и Украина, приняли на себя обязательства по внедрению и финансирования активных действий для остановки этого позорного явления. Мониторинг Уполномоченного по правам человека свидетельствует о массовых и системных нарушениях конституционных прав как женщин, так и мужчин. За четыре месяца этого года к омбудсмену Украины поступило почти 10 тысяч письменных обращений, из которых 5,1 тысяч - от женщин. В письменных обращениях содержится почти 15,6 тыс. сообщений о нарушениях прав человека, 8,7 тыс. сообщений - в письменных обращениях женщин. Зачастую, по сравнению с мужчинами, женщины обращаются за защитой равенства прав мужчин и женщин, экономических прав, права на свободу мировоззрения и вероисповедания, а также прав ребенка. Производство Уполномоченного по правам человека по делам о нарушении прав женщин, в частности на работу в органах власти и управления, женщин-военнослужащих, а также женщин, лишенных свободы, и их детей и т.д. показали несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, пренебрежение во многих случаях работодателями нормами трудового законодательства по обеспечению гарантий занятости для лиц с семейными обязанностями, низкий уровень осведомленности руководителей органов управления, предприятий, учреждений и организаций, командиров воинских формирований по гендерным вопросам, отсутствие надлежащей правовой помощи на местном уровне, а также низкий уровень правовых знаний у самих женщин относительно механизмов защиты своих прав. Несмотря на многочисленные обращения общественности о необходимости не только сохранения, но и развития механизма обеспечения равноправия женщин и мужчин в украинском обществе, внедрение семейной политики и политики гендерного равенства, непонятной остается судьба Департамента семейной и гендерной политики бывшего Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта. Потеря специалистов, имеющих уникальный опыт и знания, может стать непоправимой. Вследствие неопределенности статуса этих структур и их дальнейшей судьбы оттуда происходит отток профессиональных кадров, значительно ослабляется институциональная способность механизма утверждения гендерного равенства в Украине. Введение должности советника Премьер-министра Украины по гендерным вопросам является само по себе позитивным шагом, однако в условиях, когда, очевидно, советница не имеет возможности обсуждать эти вопросы со своим руководителем и работать с его командой для воплощения гендерной политики, существование такой должности является чисто формальным, лишенным реального содержания и лишь вводит в заблуждение украинскую и международную общественность. Усложняется работа общественных организаций, поскольку важной составляющей их деятельности является тесное сотрудничество с государственными органами власти и их подразделениями. Попытки решить вопрос противодействия гендерной дискриминации в судебном порядке показали отсутствие реальных механизмов и доступа к справедливому суду. Отсутствие действенных механизмов обжалования дискриминации по признаку пола способствует консервированию проблемы и предотвращению восстановления нарушенных права женщин. Руководители государства должны официально осудить проявления дискриминации по признаку пола и своей постоянной деятельностью, реальными делами засвидетельствовать преданность демократии и принципам равных прав и возможностей женщин и мужчин. Государственные органы должны последовательно использовать предоставленные им законодательством полномочия в сфере обеспечения гендерного равенства и противодействия дискриминации по признаку пола. Верховная Рада Украины должна принять такие изменения в действующее законодательство, которые сделают невозможным дискриминацию женщин на рынке труда; устранят гендерные ограничения при предоставлении льгот по уходу за ребенком; установят действенные механизмы ответственности за дискриминацию по признаку пола; позволят обеспечить равенство в защите прав работающих женщин и мужчин. Участницы и участники круглого стола отмечают, что сложившаяся ситуация в сфере соблюдения и защиты прав женщин, требует срочных и кардинальных изменений, а также пристального внимания со стороны украинской и международной общественности к вопросам обеспечения и соблюдения прав женщин, противодействия торговле людьми, предотвращения насилия в семье. Права женщин в Украине и их грубое нарушение со стороны властей не является только внутренним делом государства!
Участницы и участники Круглого стола по итогам обсуждения РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Кабинету Министров Украины: - ускорить разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады Украины проекта Общегосударственной программы по утверждению гендерного равенства в украинском обществе на период до 2016 года, определив конкретные задачи и индикаторы, по которым будет осуществляться оценка выполнения этой программы; - доработать и утвердить Общегосударственную социальную программу поддержки семьи на период до 2015 года; - доработать и утвердить Государственную программу противодействия торговле людьми на 2011-2015 годы; - внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины «О противодействии торговле людьми» и определить его как приоритетный для Украины, что будет ответственным шагом перед проведением Евро -2012; - подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект изменений в Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» в части обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; - осуществить, с привлечением общественности, экспертизу действующих ведомственных нормативно-правовых актов на их соответствие конституционному принципу равенства прав женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности и принять меры для внесения в них необходимых изменений; - изучить вопрос влияния на соблюдение трудовых прав женщин в различных отраслях экономики и промышленности, в частности с вредными условиями труда, неурегулированных трудовым законодательством форм трудовых отношений, наемного труда, и подготовить необходимые законопроекты с целью недопущения дискриминации женщин в трудовой сфере, сужение содержания и объема прав и свобод человека; - восстановить в структуре Министерства социальной политики Украины деятельность Департамента по вопросам гендерной и семейной политики, возложив на него, в частности, и функции противодействия торговле людьми; - срочно разработать и внести изменения в Положение о центральных органах власти, определив уполномоченный орган государственной власти в сфере противодействия торговле людьми. - восстановить работу координационных структур (Межведомственного совета) по внедрению гендерного равенства, предотвращения домашнего насилия, противодействия торговле людьми; - поручить Министерству социальной политики Украины провести служебные расследования в отношении работодателей, которые дискриминируют работников по признаку пола и возрасту. Государственная служба занятости должна воздерживаться от любой практики, направленной на поддержку найма в зависимости от половой принадлежности; - отменить Распоряжение № 2355-р «О проведении эксперимента по подготовке специалистов для МВД» как такое, что не соответствует принципу равных прав и возможностей женщин и мужчин; - обеспечить выполнение взятых на себя Украиной положений Целей Развития Тысячелетия, а именно - обеспечение представительства женщин в Парламенте, Правительстве не ниже чем в соотношении 30:70. Для достижения вышеуказанного срочно разработать необходимые законодательные и нормативные документы.
2. Верховной Раде Украины: - на практике реализовать Статью 4 Закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» по проведению гендерно-правовой экспертизы всех законопроектов на предмет их влияния на гендерную ситуацию в сфере, которую они регулируют; - внести в избирательное законодательство положения, которые обеспечат равные возможности женщин и мужчин для участия в избирательном процессе (гендерное квотирование); - принять законодательные акты, которые установят действенные взыскания, в том числе штрафные санкции, в целях наказания компаний и учреждений, причастных к дискриминации по признаку пола, и гарантировать отсутствие дискриминационной практики приема на работу в государственные учреждения и заведения и прекращения практики обусловливания пола работников в объявлениях о вакансиях; - обратиться к Парламентской Ассамблее Совета Европы с инициативой внесения в перечень вопросов мониторинга состояния выполнения обязанностей и обязательств Украины перед Советом Европы, а также вопросы соблюдения прав женщин, обеспечения гендерного равенства, предупреждения насилия в семье и противодействия торговле людьми. Киев, 12 мая 2011