ПОЧЕМУ МЫ СМОТРИМ СЕРИАЛЫ? фото Дианы Петриашвили
Есть точка зрения, что сериалы предназначены для домохозяек, пенсионеров и не очень занятых людей. Они заполняют дневное и вечернее время в будни, когда каналам нечего предложить из собственной креативной продукции, такой как ток-шоу, репортажи, публицистические программы.
Другая точка зрения утверждает, что нет плохих или бесполезных сериалов, у каждого своя аудитория, одним - романтическая мелодрама, другим - милицейский детектив, третьим – еще что-то.
Пожалуй, обе точки зрения правы.
Да и кто из нас, положа руку на сердце, не смотрел сериалы? «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура», «Санта-Барбара», «Просто Мария», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Перекресток», «Комиссар Рекс», «Секс в большом городе», «Все мужчины сво…» , «Глухарь», «Отчаянные домохозяйки» (список в принципе бесконечен).
Психотерапевтический эффект сериалов понятен. Уставшие после работы люди предпочитают что-то понятное и незамысловатое, но так, чтобы трогало за душу, было узнаваемым и развлекало.
Пожилым людям сериалы скрашивают однообразие дней, задавая ритм их достаточно монотонной жизни. Содержание сериала может стать темой разговора для знакомых и незнакомых людей. Почему мы смотрим сериалы?
o Во-первых, они развлекают. o Во-вторых, информируют. Дают советы в жизненных ситуациях, т.к. построены на обычных житейских сюжетах, куда, правда, вкраплены порой те самые неправдоподобные моменты с разлучёнными в детстве близнецами и т.д. o Сериалы дают зрителям ощущение социальной общности, единства переживания происходящего исторического момента: если на экране семья так же тяжело переживает безработицу, как и моя, значит, это всеобщая проблема. o Сериалы воспитывают, причем не только детей, но и взрослых. Как вести себя, разговаривать, реагировать на события, одеваться, любить, дружить, ссориться, проявлять эмоции и т.д. Этакая телевизионная социализация. Герои сериалов становятся моделью для подражания, их именами называют детей, предметы ассоциируются с персонажами и т.д. o Сериалы развивают, давая представления о других странах, культурах, исторических эпохах. o Сериалы помогают пережить скуку, депрессию, рутину жизни. o Они вносят в жизнь ощущение интриги, ожидания последующих событий, а сами герои становятся близкими для зрителей, как члены семьи.
А какие у нас претензии к сериалам?
Во-первых, стереотипность ролей. Если сериал о любви, обязательно будет любовный треугольник: добрая героиня - романтический герой и коварная разлучница, причем как правило, центральный образ – это доверчивая девушка из провинции, а ее соперница горожанка. Если сериал о милиции, в команде следователей обязательно одну из ведущих ролей играет женщина. Офисная жизнь показывается шаблонно: соблазнитель начальник, девушка секретарь, сотрудники карьеристы и скрытые враги и т.п.
* Из стереотипности ролей вытекает, как правило, стандартная сюжетная линия, повторяемая из сериала в сериал (Золушка, покоряющая большой город, потерявшиеся в роддоме дети, близнецы, воспитывавшиеся в разных семьях, герой/героиня попадает в аварию и т.п.) * Зрители латиноамериканских мыльных опер знают, что их ожидает медленное развитие сюжета, пересказы персонажами одних и тех же фраз, театральность образов. * Отечественные (российские) сериалы на семейно-бытовые и романтические страдают декоративностю, преувеличенным украшательством интерьеров. Некоторые из них как будто сняты в мебельных салонах, настолько видно желание продюсеров сделать «красивое кино». Эта тенденция особенно заметна в последние годы, когда российское кино встало на ноги. Красота прёт из каждой вещи, предмета интерьера, одежды! Стены в подъездах всегда чистые, свежеокрашенные, тротуары вылизанные, машины сияют глянцем, девушки поражают длиной ног и красотой волос, интерьеры барские, постели непременно шелковые, в больницах у всех отдельные палаты, в коридорах всегда почему-то никого нет, кроме ожидающих родственников и доктора, вышедшего сообщить диагноз… И так далее, можно продолжать в том же духе. Стереотипность плюс красивость, в итоге - мыло. * Кроме того, сериалы нередко дают неверное представление о медицине - о том, как люди болеют, умирают, как их лечат. Схватки наступают слишком стремительно, роды очень болезненны, а отношение женщины к своей к беременности излишне тревожное либо экзальтированное. * Следующий минус, не самих сериалов, а политики телеканалов - это засилье сериалов. В настоящее время, на мой взгляд, имеет место перебор криминально-милицейской тематики на каналах России. Не знаю, делается это целенаправленно для укрепления режима Путина-Медведева или просто на такие сериалы охотнее выделяют деньги, но тенденция явная. Пугать сюжетами о мошенниках, насильниках, педофилах, маньяках начинают уже утренние программы российского ТВ.
В итоге ТВ – утро в моей семье - это фантасмогорическое сочетание репортажей о цунами, землетрясениях, пожарах, щедро сдобренных чернухой, облегченных психологическими этюдами «как найти спутника жизни» и приправленных изобилием кулинарных рецептов, домашних советов и экспертизы товаров. Этот шквал на бедную зрительскую голову вошел в наш повседнев. А сериалы продолжают эту миссию.
Можно ругать дурацкий сериал «Счастливы вместе», удивляться нелепым нарядам дурнушки Кэти, обожать улыбку Глухаря, верить технократическим методам «Следа»… От этого ничего не изменится. Сериалы были, есть и будут. Хотелось бы только, чтобы они не воспроизводили указанные выше ошибки, полагая, что их будут смотреть в основном пенсионеры и домохозяйки.
Светлана Шакирова -
директор Центра гендерных исследований,
Алматы
|