В ЛАБИРИНТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЙ Медея Гогсадзе фото прислано автором
Современный подход решения конфликтов можно охарактеризовать краткой формулой: «Здесь и теперь». Международные усилия направлены лишь на прекращение кровопролития, а также превенцию его возобновления усилиями миротворческих сил. Проводятся мероприятия для преодоления последствий гуманитарной катастрофы. Однако, до полной гармонизаций интересов конфликтующих сторон еще очень далеко. Сравнивая ситуации при разных конфликтах, приходишь к одному и тому же заключению: для достижения баланса между конфликтующими необходим системный подход к создавшейся ситуации. При решении проблем постоянно игнорируется базовый принцип исторической справедливости. А именно: моральное право конкретного народа на конкретный участок планеты. Это право закреплено многовековыми усилиями по созданию собственного государства. Корни его уходят в глубины общенационального сознания. Игнорирование столь важного фактора в перспективе породит лишь обострение конфликтов со всеми вытекающими последствиями. Может настало время, чтобы в международном праве адекватно отразились принципы исторической справедливости?..
МОЯ ЗЕМЛЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ?! Шота Малашхия (председатель временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности): - Это звучит, конечно, очень заманчиво. Однако, каждый из участников конфликта понимает историческую справедливость по-своему. Задействовать указанный принцип можно лишь в сочетании с международным правом. Недавно вышла моя книга: «Анатомия конфликтов». Там факты рассмотрены как раз с этого ракурса. Причем, все строго документально. Документальные материалы переврать невозможно. К примеру, резолюций ООН и Евросоюза – либо они есть, либо их нет. Феномен исторической справедливости тесно связан с проблемой национальной и этнической идентичности. Именно это определяет характер самореализации каждого народа. Ось межнациональных конфликтов проходит как-раз на стыке порожденных по ходу этого процесса сложностей. Предлагая что-то национальному меншинству, государство должно исходить именно с адекватного осмысления идентичности этого народа. - Иными словами, вы разделяете позицию внесения принципа историзма при решении политических вопросов и проблем? - Все дороги, в конечном счете, ведут к этому. Однако, осознание народом собственной идентичности не всегда соответствует реальному положению вещей. Оно может быть несколько завышено. Иногда народ пребывает в плену мифологических представлений и выдвигает совершенно неадекватные требования.
- Давайте конкретнее: я ознакомилась на русскоязычных сайтах с материалами по истории осетин. В Венгрии аж с тринадцатого века живут потомки аланов. Спасаясь от монголов они попросили убежища у царя этой страны. Тот согласился, в обмен на регулярную военную службу аланских мужчин в его войске. Венгерские осетины по сей день пользуются культурной автономией, не предъявляя венграм никаких политических требований. Область, где они теперь проживают компактно, называется «Ясшаг». Параллель: массовое переселение осетин в Грузию началось лишь XVI-XVII в.в. Как же следует оценивать претензии осетинских сепаратистов на исконно грузинские земли с точки зрения исторического подхода? - Естественно, все это совершенно неправомерно. Осетины могут выпускать свои псевдо-исторические брошюры, однако не вправе создавать учебники без строгой научной цензуры. Не так-то просто переврать историю, когда существует множество достоверных источников. Вот мы и предлагаем осетинам: пока достоверно разберетесь в своей исторической идентичности, дайте возможность людям потерявшим дома и имущество вернуть свою утраченную собственность. Даже ставя под сомнение факт, что земля эта всегда принадлежала грузинам, нельзя отрицать, что мы тоже на ней проживали. А значит имеем право и дальше тут жить, перемещаться, учиться и пр. Это вполне соответствует международным нормам о правах человека. А теперь рассудим с другой стороны. Мы спрашиваем осетин: перечислите, что вам нужно для сохранения вашей национальной идентичности? У вас были школы, ВУЗ, театр. Причем функционировало все это на осетинском языке. Следовательно, вы имели возможность полноценно развивать свою национальную культуру. А теперь посмотрим, что же из всего вышеперечисленного имелось у осетин в Северной Осетии? Ровным счетом ничего! Осетинский язык, был там, практически, забыт. Получается, вам хочется туда, где хуже? Выводы совершенно очевидны. Дело отнюдь не в защите интересов осетинского народа. Скорее наоборот. И конфликт этот не между осетинами и грузинами, а между Грузией и Россией, манипулирующей покорными ей сепаратистами.
- Мы подошли к очень значительной проблеме: в международном законодательстве понятие «исторического права» не существует, так? - К сожалению, нет. Это лишь дополнительный инструмент для аргументирования собственной позиции, к примеру, на международном суде. Нормы международного права не всегда бывают полностью действенны.
- Не пора ли его ввести? Естественно после должной разработки и уточнений. - Я был бы полностью за. Это бы позволило внести ясность во множество спорных вопросов. Вот, к примеру, один абхазский деятель (не буду уточнять его имени) вовсю доказывает, что у абхазской церкви с с восьмого по восемнадцатый века была автокефалия. Если бы международные нормы учитывали аспект исторического права, мы бы выложили на стол записи международных церковных собраний. К слову: исторические документы свидетельствуют: когда-то империя заклеймила весь абхазский народ, как опасный для империи преступный элемент. А за этим последовало «мухаджирство» – массовое выселение абхазцев Турцию.
- Оно было остановлено трудами грузинской общественности. Это тоже зафиксировано в хрониках.. - Вот именно! Конечно, собрания исторических документов, зачастую, неполны. Однако, вопросов без ответа и нерешенных проблем стало бы значительно меньше.
- К слову, проблема Косово образчик игнорирования историзма. Кусок кровной сербской земли отрубили «топором». А затем поставили войска, чтобы помешать людям резать друг-друга. И назвали это решением конфликта. Смешно! Конфликт перешел в скрытую фазу. И продолжение следует... - Неприкосновенность территориальной целостности однозначно подтверждена международным правом. Исключения допускаются лишь в самых крайних случаях. К примеру, если международный суд постановит, что нацменшинство подверглось этночистке, или геноциду. Именно это и произошло в Сербии. Нарушение территориальной целостности Сербии служило пресечению этночистки. В Грузии все было наоборот: этночистке подверглись грузины на собственной же земле. Это зафиксировано и в международных резолюциях. Поощрение нарушения территориальной целостности Грузии равносильно поощрению этночистки. Это стоить помнить всем, кто выступает за признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Позиция нынешних российских лидеров сводится к следующему: произошла этночистка и создано новое государство. Это нормально! Когда-то фашисты, одним махом стирали с карты мира целые страны. Однако, даже они не создавали новые государства путем этночистки. Недопустимо поощрять подобную практику. И нельзя чтобы виновники подобных преступлений остались безнаказанными. Это так же дико, если бы, к примеру, туркам, компактно проживающих где –нибудь в Германии, вздумалось выгнать оттуда немцев и создать свое государство. Или, тем же русским, под предлогом что они компактно проживают в Казахстане, выгнать казахов и объявить о создании второй Россий. Путин оценивает развал СССР, как колоссальную геополитическую катастрофу. Необходима адекватной оценка наследия коммунизма. Немцы, выплачивают компенсацию евреям за преступления в процессе Холокоста. В 70-х г.г на открытии мемориала коленопреклоненный Вилли Брант принес извинения всему еврейскому народу. Между тем, Голодомор по своим масштабам ничуть не уступал Холокосту. Судите сами: во время Холокоста погибли около шести миллионов человек. А Голодомор, по самым скромным оценкам, унес жизни не менее 4-х миллионов. Некоторые эксперты говорят о двенадцати миллионах. Причем, людей насильственно довели до такого состояния, что они принялись резать и поедать собственных детей! Вот до чего их довели большевики! Украинцы такие же хорошие люди как евреи. А значит, рассуждая логически, следует признать: преступление совершенное против украинского народа заслуживает не менее сурового осуждения. Способствуя освобождению немецкого народа от чувства вины, поступок Вилли Бранта помог его сплочению. Пока российские политики не осознают необходимость признания допущенных ошибок, Россию будет терзать бессознательный комплекс вины, проявляющийся в судорожном стремлении к восстановлению СССР. Это ментальная проблема опасна тем, что более всех присуща именно политикам. Результаты очевидны на примере Абхазии и Южной Осетии.
- Не пора ли задействовать механизм политического катарсиса при урегулировании конфликтов? Я имею в виду откровенный диалог сторон, с признанием своей части вины и разумными, исторически аргументированными уступками. - Откровенный диалог призван к исправлению допущенных ошибок, так? Этночистка в Грузии факт обшепризнанный. А значит, подобный диалог должен служить прежде всего ликвидации ее последствий. Между тем, этот вопрос абхазцы и осетины отказываются обсуждать вообще. Где же тут честность?! Во время переговоров с абхазцами мы им предлагаем: гарантированный пост вице-президента Грузии, места в парламенте и правительстве Грузии, право «вето» по абхазским вопросам. Абхазский язык имеет статус второго государственного языка по действующей конституции. Бывало, мы приходили к каким-то общим ориентирам, составлялся соответсвующий документ. Я говорил, что представлю его в парламент Грузии. Более того: предлагал им самим выступить в нашем парламенте и озвучить собственную позицию. Вплоть до независимости Абхазии. В ответ просил представить указанный документ парламенту Абхазии и дать мне возможность тоже выступить там в его формате. Ответ гласил: что вы, упаси Боже, за пределами этой комнаты мы не то что показать, даже говорить об этом документе не сможем.
- Иными словами, пока в Абхазии присуствует «закамуфлированная» под миротворцев «третья сила», переговоры вполне могут обернуться пустой тратой времени? - Судите сами: в крохотном местечке с 50 тысячным населением стоит пяти тысячный контингент российской армии. А теперь я вас спрашиваю: разве в таких условиях возможен откровенный и честный диалог? Конечно, нет. Нам пеняют, что мы не должны были заходить в Абхазию, или Южную Осетию. Извольте: существует международный трибунал и возможность осуждения людей, вина которых будет доказана. Однако, нельзя игнорировать реальный расклад ситуации. Если смотреть на вещи шире, проблема даже не в Грузии, и не в Абхазии. Все упирается в основной вопрос: примет, или осудит мир опасную смесь большевизма с фашизмом. Мы же со своей стороны должны стараться представить свою позицию на всех уровнях международных отношений.
НИТЬ АРИАДНЫ? И снова звучит извечный мучительный вопрос: что делать? В модели гармоничного разрешения межнациональных конфликтов решение одной из самых роковых проблем современности. Международное законодательство далеко от совершенства и не отражает многие реалии современности – это факт. Международное сообщество уже давно дошло до необходимости защиты прав частной персоны – человека. Может настало время подумать о защите прав коллективных персон – наций и народа? Это просто невозможно без учета историческо-географической, а также ментальной диалектики их становления. Однако, именно это может оказаться нитью Ариадны, которая выведет нас на свет Божий из мрака лабиринта противостояний...