Я ИГРАЮ НА КОБЗЕ И БАНДУРЕ!
и чего мне это стоит Эва Пурпуровская, Украина фото Юрия Звонаря, Украина
Мастера, изготавливающие старосветские бандуры и кобзы (также украинский старинный инструмент), объединялись в так называемые «кобзарские цеха», в которых находились исключительно мужчины. Изредка изготавливать бандуры позволяли и женщинам, но играть на них им было запрещено. Мастера говорили: это одна из традиций нашего народа, так сложилосьа. Какое-то время на нём играли слепые музыканты, козаки, которые сбегали из турецкого плена, а после - мужчины-слепцы, называемые кобзарями, объединявшиеся в эти самые «кобзарские цеха», с помощью которых они могли рассчитывать на социальную защиту и привилегии. Кобзари играли преимущественно на улицах, но виртуозов часто приглашали не только в богатые дома, но и на царские приёмы. Женщинам позволяли лишь сопровождать своих мужей – слепых кобзарей, но они не имели права играть. Есть сведения, что в 17 веке бандура находилась чуть ли не в каждом доме и была доступной каждой женщине, однако играть на людях было запрещено. Но даже эти сведения сейчас игнорируют, и об этом не принято упоминать. Считается, что старосветская бандура или кобза - дело неженское, а если она все-таки играет – оскверняет традиции. Мужчины, играющие на старосветских бандурах, позволяют себе публичные высказывания - на концертах и в прессе, - что этот инструмент имеет форму женского тела, и поэтому играющая на нём женщина выглядит извращенкой. Используя все эти нелепые и лживые клише, украинские мужчины-бандуристы создали своеобразный культ «вещих музыкантов – рыцарей – защитников отечества», недоступный для женщин, что отдаёт шовинизмом и откровенным женоненавистничеством. Даже в репертуаре у «кобзарей» присутствуют песни, высмеивающие женщин, их жадность и коварство. Есть песни, в которых описывается убийство мужем надоевшей или неверной жены, это преподносится с сарказмом, словно анекдот. И эти песни они исполняют на концертах и фестивалях. Создаются мужские школы игры на кобзах и старосветских бандурах, куда не принимают женщин. Все согласно традициям! Однако – какое счастье - теперь кобзарю уже необязательно быть слепым. Хоть эту традицию они все-таки решили отменить. Но запрет для женщин оставили. Хотя – нам же позволяют играть на современной, академической бандуре. Но и здесь предпочтение всё равно отдаётся мужчинам - то, что они играют на этом инструменте, всячески поощряется и даже героизируется. Я все-таки обрела старосветскую бандуру. Помог друг, который объяснил мастеру, что хочет купить для себя. Я начала учиться играть на ней с помощью самоучителя, аудио- и видеоматериалов. Однако вскоре убедилась, что исторический запрет может оказаться огромным препятствием, он чреват большим осуждением. Это перерастает в ещё более серьезную проблему, если учесть, что женщине гораздо труднее пробиться на музыкальном поприще. Ведь принято считать, что мужчина всё делает лучше! Я постоянно слышу об этом, и это нисколько не способствует моей уверенности в себе и даже в своих способностях. Я чувствую, что посягаю на нечто запретное, для чего я не создана и что не способна осилить. Это внушает мне страх, который перерастает в отчуждение и бессилие. Иногда я ощущаю себя чуть ли не юродивой, потому что посягнула на столь «мужское» занятие! Это нелепо, но женщина во время игры на инструменте обязана быть достаточно кокетливой и соблазнительной. Именно поэтому многие выходят на сцену в вечерних платьях, туфлях на шпильках, со сложными причёсками и ярким макияжем - несмотря на то, что эти наряды и аксессуары, сковывая движения и мимику, мешают им играть, отвлекают от главного, делают их эмоции искусственными. Ведь это так далеко от искусства! Я оказалась перед выбором: или развиваться как музыкант - или выглядеть приятной для зрителя. Я не только пою, но ещё и играю - в одном и том же концерте, а иногда и во время одной песни - на нескольких инструментах: старосветской бандуре, ирландском бойране, колёсной лире и клавишах. Мне необходимо постоянно менять позы и пересаживаться, что было бы крайне неудобно в вечернем платье. Есть и еще подводные камни для женщины-музыканта. Например, неписаные установки: ты не должна конкурировать с мужчинами! И еще: «мужское» искусство – это не женское дело. Женщина обязана тушеваться на фоне мужчин. Ей отводится в музыке особенная ниша. Сиди там, немножко музицируй.
Эва Пурпуровская - музыкант-мультиинструменталист и вокалистка группы
Dark Patrick. Играет на старосветской бандуре, колёсной лире,
ирландском бойране и клавишных. Поет на трёх языках - украинский,
английский и ирландский. Стиль можно назвать World music. Создала
группу в феврале 2008 года. До этого играла в других музыкальных
проектах.
Сайт Эвы и ее группы: www.darkpatrick.com
|